А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Яблоко // Программа "Яблока" // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Программа "Яблока"

[10.10.2003]
Возрождение российской науки и преодоление технологического отставания России

Эффективная организация НИОКР и использование научных знаний способны дать необходимый импульс экономическому развитию. Именно наука способна обеспечить место России среди великих держав XXI века. Без роста интеллектуального потенциала, связанного с развитием науки, не удастся решить острые социальные проблемы, достичь гражданского согласия, построить развитое демократическое общество.

За годы реформ науке удалось достичь некоторых положительных результатов: была ликвидирована формально-правовая изоляция российского научного сообщества, появились негосударственные научные институты и государственные научные фонды, осуществляющие конкурсное финансирование научных разработок.

Тем не менее, кризис российской науки так затянулся, что общество и власть перестали осознавать необходимость поддержания научных изысканий, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Этот кризис имеет четыре основных составляющих:

  • Резкое сокращение финансирования науки по сравнению с советским периодом. В СССР финансирование науки составляло 2-2,5% ВВП, в сфере науки работало более 2 млн. человек, а сегодня в России совокупные бюджетные расходы на науку составляют менее 1% существенно меньшего ВВП, при сокращении численности занятых в несколько раз. Более того, российская наука столкнулась с невозможностью планировать исследования и разработки по программам и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования, неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма доведения бюджетных средств до конечного исполнителя.
  • Отсутствие ясных стратегических научно-технических ориентиров в новых реалиях - сегодня в России ведутся работы по направлениям, которые охватывают до 52% мирового спектра фундаментальных исследований. Научно-техническая политика непоследовательна, является компромиссом противоборствующих ведомств.
  • Кризис воспроизводства научных кадров - средний возраст специалиста в научно-технической отрасли приблизится к 55 годам, продолжается "утечка мозгов" за рубеж, уход специалистов на более оплачиваемую работу внутри страны.
  • Кризис управления наукой - разрастание количества "заинтересованных" ведомств, между которыми нет чёткого разделения обязанностей.

"ЯБЛОКО" категорически не согласно с тем, что наука должна сама приспосабливаться к рыночным условиям. Мы считаем, что государство должно играть определяющую роль в сохранении и развитии передовых направлений российской науки. Для этого необходимо:

  • Создать эффективный механизм финансирования российской науки;
  • Определить приоритеты государственной научно-технической политики;
  • Создать систему воспроизводства научных кадров;
  • Создать механизм эффективного управления российской наукой;
  • Приступить к реализации активной инновационной политики.

1. Создание эффективного механизма финансирования науки предполагает:

  • увеличение доли расходов федерального бюджета на науку в соответствии с разработанным "ЯБЛОКОМ" законом "О науке и государственной научно-технической политике" до 4% от расходной части при одновременном росте региональной составляющей расходов на науку (до 2-4% от расходной части бюджетов субъектов);
  • поддержку системообразующей структуры науки (РАН, Государственных научных центров, Государственных научных фондов и т.п.);
  • чёткое определение прав научных организаций на использование в уставных целях доходов от использования закреплённого за ними федерального имущества; обеспечение эффективного общественного контроля за расходованием средств, выручаемых от аренды, в интересах саморазвития организации.
  • принятие регионами мер косвенной поддержки научно-технических организаций: снижение тарифов за энергоресурсы и коммунальные услуги для научных организаций, освобождение от налога на ту часть прибыли, которая направляется на расширение и модернизацию производства; снижение ставок арендной платы за пользование землей и зданиями;
  • включение расходов предприятий на науку в состав затрат в целях привлечения в науку внебюджетных средств;
  • увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных исследований через государственные научные фонды и программы до 15-20% от расходной части федерального научного бюджета;
  • увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
  • реструктуризацию части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитыми финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурами; санацию и закрытие неэффективных организаций;
  • поддержку функционирования научной инфраструктуры.

2. Определение приоритетов государственной научной политики предполагает:

  • создание государственного прогностического научного центра для определения приоритетов развития российской науки;
  • оптимизацию и сокращение числа научно-стратегических ориентиров;
  • совершенствование практики селективной конкурсной поддержки науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ;
  • увеличение числа грантов и их размера;
  • обеспечение открытости в деятельности государственных научных фондов: любой заявитель должен иметь право ознакомиться с рецензиями на конкурсный проект, на основании которых фонд выносил по нему решение;
  • разработку рамочной региональной программы развития науки.

3. Преодоление кризиса воспроизводства научных кадров предполагает:

  • переход на контрактную систему найма с заключением временного договора-контракта с научным работником на период выполнения им конкретного задания или на все время работы в данной организации. Контракт позволит устанавливать особые условия оплаты труда для наиболее активных ученых и специалистов высшей научной квалификации, для творческой элиты; предоставление повышающих коэффициентов ЕТС (более 10) для лиц младше 30 лет;
  • создание системы специальных молодежных грантов и стипендий талантливым молодым ученым и студентам;
  • выплату повышенной стипендии талантливым российским ученым, работающим по специальности за счет средств специально созданного бюджетного фонда; компенсацию для них процентных платежей по жилищным ссудам;
  • реализацию программы интеграции науки и высшей школы, в рамках которой студенты будут вовлекаться в процесс современного научного исследования в сотрудничестве с профессорами и сотрудниками Академии наук.

4. Преодоление кризиса управления российской наукой предполагает:

  • преобразование РАН в некоммерческую организацию - ассоциацию; наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций;
  • стимулирование преобразования заинтересованных научно-технических организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие организации, для чего необходимо изменить формулировку закона "О некоммерческих организациях", предусматривающую такое преобразование лишь через ликвидацию;
  • создание координационных межведомственных региональных советов (для учёта интересов регионов) и наблюдательных советов (для учёта общественного мнения) с совещательными полномочиями;
  • создание в уставах научных организаций ученых (научных, технических, научно-технических) советов как одного из органов управления. Разработку "Типового положения об ученых советах", которое наделило бы их полномочиями решать финансовые, кадровые и другие важные вопросы.

5. Проведение активной инновационной политики предполагает:

  • поддержку малого предпринимательства в инновационно - научной сфере, создание системы предоставления кредитов организациям малого научного бизнеса, не требующих возврата процентов при условии, что сэкономленные средства передаются "материнским" НИИ и КБ на НИОКР;
  • создание технопарков - научно-инновационных центров на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства; предоставление таким организациям льгот по уплате налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождение их от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, а также предоставление их спонсорам льгот по уплате налогов;
  • переход от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, а затем от финансирования НИОКР - к их поддержке, отбирая наиболее перспективные для российской экономики проекты;
  • развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
  • развитие страхования инновационных рисков;
  • принятие законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие выявление нарушений прав авторов объектов интеллектуальной собственности, а также принятие законов в сфере экспорта интеллектуальной собственности;
  • субсидирование государством импорта новых иностранных технологий;
  • активизацию деятельности государства по продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продуктов их деятельности за рубежом;
  • поощрение развития в России оффшорного программирования (выполнения заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний российскими программистами);
  • стимулирование заключения отечественными компаниями-разработчиками лицензионных соглашений с зарубежными компаниями на реализацию программного обеспечения (готового продукта) с выплатой роялти;
  • поддержка тесных контактов с российской научной диаспорой - долговременные совместные исследования, проведение совместных семинаров и летних школ и т.д.

скачать текст раздела программы в формате rtf? Файл: скачать текст раздела программы в формате rtf?

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее