Эффективная организация НИОКР и использование научных знаний способны дать необходимый импульс экономическому развитию. Именно наука способна обеспечить место России среди великих держав XXI века. Без роста интеллектуального потенциала, связанного с развитием науки, не удастся решить острые социальные проблемы, достичь гражданского согласия, построить развитое демократическое общество.
За годы реформ науке удалось достичь некоторых положительных результатов: была ликвидирована формально-правовая изоляция российского научного сообщества, появились негосударственные научные институты и государственные научные фонды, осуществляющие конкурсное финансирование научных разработок.
Тем не менее, кризис российской науки так затянулся, что общество и власть перестали осознавать необходимость поддержания научных изысканий, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Этот кризис имеет четыре основных составляющих:
- Резкое сокращение финансирования науки по сравнению с советским периодом. В СССР финансирование науки составляло 2-2,5% ВВП, в сфере науки работало более 2 млн. человек, а сегодня в России совокупные бюджетные расходы на науку составляют менее 1% существенно меньшего ВВП, при сокращении численности занятых в несколько раз. Более того, российская наука столкнулась с невозможностью планировать исследования и разработки по программам и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования, неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма доведения бюджетных средств до конечного исполнителя.
- Отсутствие ясных стратегических научно-технических ориентиров в новых реалиях - сегодня в России ведутся работы по направлениям, которые охватывают до 52% мирового спектра фундаментальных исследований. Научно-техническая политика непоследовательна, является компромиссом противоборствующих ведомств.
- Кризис воспроизводства научных кадров - средний возраст специалиста в научно-технической отрасли приблизится к 55 годам, продолжается "утечка мозгов" за рубеж, уход специалистов на более оплачиваемую работу внутри страны.
- Кризис управления наукой - разрастание количества "заинтересованных" ведомств, между которыми нет чёткого разделения обязанностей.
"ЯБЛОКО" категорически не согласно с тем, что наука должна сама приспосабливаться к рыночным условиям. Мы считаем, что государство должно играть определяющую роль в сохранении и развитии передовых направлений российской науки. Для этого необходимо:
- Создать эффективный механизм финансирования российской науки;
- Определить приоритеты государственной научно-технической политики;
- Создать систему воспроизводства научных кадров;
- Создать механизм эффективного управления российской наукой;
- Приступить к реализации активной инновационной политики.
1. Создание эффективного механизма финансирования науки предполагает:
- увеличение доли расходов федерального бюджета на науку в соответствии с разработанным "ЯБЛОКОМ" законом "О науке и государственной научно-технической политике" до 4% от расходной части при одновременном росте региональной составляющей расходов на науку (до 2-4% от расходной части бюджетов субъектов);
- поддержку системообразующей структуры науки (РАН, Государственных научных центров, Государственных научных фондов и т.п.);
- чёткое определение прав научных организаций на использование в уставных целях доходов от использования закреплённого за ними федерального имущества; обеспечение эффективного общественного контроля за расходованием средств, выручаемых от аренды, в интересах саморазвития организации.
- принятие регионами мер косвенной поддержки научно-технических организаций: снижение тарифов за энергоресурсы и коммунальные услуги для научных организаций, освобождение от налога на ту часть прибыли, которая направляется на расширение и модернизацию производства; снижение ставок арендной платы за пользование землей и зданиями;
- включение расходов предприятий на науку в состав затрат в целях привлечения в науку внебюджетных средств;
- увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных исследований через государственные научные фонды и программы до 15-20% от расходной части федерального научного бюджета;
- увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
- реструктуризацию части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитыми финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурами; санацию и закрытие неэффективных организаций;
- поддержку функционирования научной инфраструктуры.
2. Определение приоритетов государственной научной политики предполагает:
- создание государственного прогностического научного центра для определения приоритетов развития российской науки;
- оптимизацию и сокращение числа научно-стратегических ориентиров;
- совершенствование практики селективной конкурсной поддержки науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ;
- увеличение числа грантов и их размера;
- обеспечение открытости в деятельности государственных научных фондов: любой заявитель должен иметь право ознакомиться с рецензиями на конкурсный проект, на основании которых фонд выносил по нему решение;
- разработку рамочной региональной программы развития науки.
3. Преодоление кризиса воспроизводства научных кадров предполагает:
- переход на контрактную систему найма с заключением временного договора-контракта с научным работником на период выполнения им конкретного задания или на все время работы в данной организации. Контракт позволит устанавливать особые условия оплаты труда для наиболее активных ученых и специалистов высшей научной квалификации, для творческой элиты; предоставление повышающих коэффициентов ЕТС (более 10) для лиц младше 30 лет;
- создание системы специальных молодежных грантов и стипендий талантливым молодым ученым и студентам;
- выплату повышенной стипендии талантливым российским ученым, работающим по специальности за счет средств специально созданного бюджетного фонда; компенсацию для них процентных платежей по жилищным ссудам;
- реализацию программы интеграции науки и высшей школы, в рамках которой студенты будут вовлекаться в процесс современного научного исследования в сотрудничестве с профессорами и сотрудниками Академии наук.
4. Преодоление кризиса управления российской наукой предполагает:
- преобразование РАН в некоммерческую организацию - ассоциацию; наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций;
- стимулирование преобразования заинтересованных научно-технических организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие организации, для чего необходимо изменить формулировку закона "О некоммерческих организациях", предусматривающую такое преобразование лишь через ликвидацию;
- создание координационных межведомственных региональных советов (для учёта интересов регионов) и наблюдательных советов (для учёта общественного мнения) с совещательными полномочиями;
- создание в уставах научных организаций ученых (научных, технических, научно-технических) советов как одного из органов управления. Разработку "Типового положения об ученых советах", которое наделило бы их полномочиями решать финансовые, кадровые и другие важные вопросы.
5. Проведение активной инновационной политики предполагает:
- поддержку малого предпринимательства в инновационно - научной сфере, создание системы предоставления кредитов организациям малого научного бизнеса, не требующих возврата процентов при условии, что сэкономленные средства передаются "материнским" НИИ и КБ на НИОКР;
- создание технопарков - научно-инновационных центров на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства; предоставление таким организациям льгот по уплате налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождение их от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, а также предоставление их спонсорам льгот по уплате налогов;
- переход от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, а затем от финансирования НИОКР - к их поддержке, отбирая наиболее перспективные для российской экономики проекты;
- развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
- развитие страхования инновационных рисков;
- принятие законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие выявление нарушений прав авторов объектов интеллектуальной собственности, а также принятие законов в сфере экспорта интеллектуальной собственности;
- субсидирование государством импорта новых иностранных технологий;
- активизацию деятельности государства по продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продуктов их деятельности за рубежом;
- поощрение развития в России оффшорного программирования (выполнения заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний российскими программистами);
- стимулирование заключения отечественными компаниями-разработчиками лицензионных соглашений с зарубежными компаниями на реализацию программного обеспечения (готового продукта) с выплатой роялти;
- поддержка тесных контактов с российской научной диаспорой - долговременные совместные исследования, проведение совместных семинаров и летних школ и т.д.