А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Яблоко // Программа "Яблока" // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Программа "Яблока"

Современное образование для всех

Главным стратегическим ресурсом нашей страны является интеллектуальный, человеческий потенциал, а не природные богатства. Ресурс этот основан на высоком уровне образования граждан России, достигнутом за многие десятилетия. Однако в 1990-е гг. система образования стала все меньше отвечать современным потребностям развития страны, запросам общества и государства. Падает качество школьного образования, особенно на селе. Впервые за многие годы появился значительный процент выпускников школ, не умеющих грамотно писать и читать. Сегодня уже половина студентов обучается на платной основе, при этом практически отсутствуют механизмы государственной поддержки, позволяющие получать высшее образование детям, родители которых не имеют высоких доходов.

Государственная власть в нашей стране в последние годы демонстрировала хроническое невнимание к образованию. В отличие от большинства других стран, образованные люди не получали ни соответствующего вознаграждения за свой труд, ни признания и уважения государства. "Утечка мозгов" приобрела характер национального бедствия, педагогические работники получают зарплату, едва обеспечивающую физическое выживание.

Стратегической целью государственной политики в области образования должно быть создание такой системы образования, которая дает каждому гражданину возможность получения знаний и умений, востребованных в обществе, обеспечивающих профессиональную и социальную мобильность, возможность найти достойное место в быстро меняющемся мире. При этом система образования должна быть направлена на воспитание ответственного гражданина, имеющего личностные и общественно-значимые ценности, знающего свои права и умеющего их защищать.

Для достижения этой цели необходимо значительное увеличение бюджетного финансирования образования и кардинальная модернизация системы образования, решающая следующие задачи:

  • повышение оплаты труда, социальных гарантий и престижа профессии педагога;
  • переход на систему адресной социальной поддержки учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • переход к системе нормативного бюджетного финансирования образованияна базе государственных образовательных стандартов, стимулирование притока внебюджетных средств в сферу образования при открытости их использования;
  • демократизация образования, расширение общественного участия в управлении образованием;
  • восстановление наиболее пострадавших во время "реформ" звеньев системы образования: дошкольного воспитания, начального и среднего профобразования;
  • обновление содержания образования, ускорение информатизации обучения, распространение компьютерной грамотности и знания иностранных языков, усиление социально-правового образования.

Для решения этих задач мы предлагаем комплекс конкретных мероприятий:

1. Кардинально улучшить ситуацию с финансированием общего образования:

  • законодательно утвердить и ввести в действие нормативы бюджетного финансирования общего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов, что позволит перейти от финансирования образовательных учреждений по "остаточному" принципу (или по принципу - чей директор ближе к чиновнику) к финансированию реальных потребностей, исходя из подушевого (единый норматив на одного учащегося) и пообъектного (учет материально-технического состояния образовательного учреждения) нормативов финансирования;
  • изменить существующую систему оплаты труда, стимулирующую перегрузки учителей и учащихся, а до введения новой системы оплаты повысить поэтапно оплату труда педагогов путем увеличения тарифной составляющей (за счет повышения величины 1-го разряда тарифной сетки до прожиточного минимума) и введения надбавок к окладам
  • четко распределить и провести взаимную увязку полномочий, компетенции и ответственности в финансировании учреждений образования по уровням "федерация - регион - муниципалитет";
  • создать систему целевых бюджетных фондов - федерального, региональных и муниципальных - для финансирования общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами бюджетного финансирования, ввести целевые субвенции на образование для дотационных территорий, направляемые на места через органы казначейства;
  • обеспечить централизованное финансирование из федерального бюджета издания учебников, учебных пособий, закупку литературы для комплектования школьных библиотек;
  • ввести налоговые льготы, стимулирующие благотворительность и инвестирование в образование, а также производство школьного оборудования и инвентаря.

2. Внедрить систему мер по повышению социальной защищенности учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • обеспечить учащимся из малообеспеченных семей бесплатное пребывание в школах-интернатах, общежитиях, бесплатное питание в школьных столовых, а также санаторно-курортное и медицинское обслуживание;
  • повысить стипендии студентам и учащимся техникумов и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного минимума.

3. Повысить социальную защищенность работников образования:

  • восстановить надбавки учителям за стаж работы, ввести надбавки молодым специалистам;
  • выровнять норму учебных часов на ставку зарплаты учителей начального, основного и полного образования;
  • ввести отсрочку от призыва для выпускников педагогических вузов и училищ на время их работы в образовательных учреждениях до перехода на полностью контрактный принцип комплектования Вооруженных сил;
  • модернизировать и обновить систему переподготовки и повышения квалификации педагогов.

4. Принять меры для уменьшения административного диктата в управлении образованием и для развития общественного контроля и участия в управлении образованием:

  • зарегистрировать все школы в качестве юридических лиц, открыть им самостоятельные банковские счета;
  • сформировать общественно-попечительские советы при школах, передать им часть компетенции в управленческих решениях (согласование режима работы школы, содержания школьного компонента учебного плана, утверждение и контроль за выполнением смет и т.п.), ввести подотчетность директоров советам;
  • создать независимую систему аттестации, единую систему образовательной статистики, мониторинга и оценки качества образования;
  • проводить лицензирование и государственную аккредитацию только для негосударственных и вновь создаваемых учреждений образования, для остальных проводить в строго законодательных рамках аттестацию раз в 5 лет;
  • перевести методические службы из управленческих структур в систему повышения квалификации работников образования;
  • разработать механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами власти федерального, регионального и местного уровня;
  • внести поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, обеспечивающие хозяйственно-экономическую самостоятельность и разнообразие организационно-правовых форм образовательных учреждений;
  • поддерживать образовательные сообщества и привлекать их к решению вопросов образования, содействовать созданию Российского союза учителей, развивать и поддерживать ассоциации учителей, объединения директоров и ректоров;
  • сократить аппарат управления образованием, разграничить функции и полномочия аттестационных, методических и инспекторских служб.

5. Обновить содержание общего образования:

  • разработать и принять государственный стандарт общего образования, который определит обязательный минимум содержания, сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки (в частности, утвердить федеральным законом нынешний одиннадцатилетний срок обучения и установить, что переход на двенадцатилетку может быть осуществлен только после принятия соответствующего закона), а также требования к уровню подготовки выпускников школы, освободив учащихся от чрезмерной перегрузки и зубрежки.
  • ввести федеральный, региональный и школьный компоненты образовательного стандарта, определить образовательные области и предметы, входящие в образовательный стандарт на каждой ступени общего образования, с ограничением общих объемов их освоения не более 11000 учебных часов, в т.ч. 75% - на федеральный компонент;
  • ввести профильность обучения в 10-11 классах школы;
  • ввести новый вариативный базисный учебный план;
  • обеспечить единый федеральный стандарт школьных учебников;
  • существенно пересмотреть содержание школьных программ в сторону резкого снижения числа понятий для заучивания в пользу развития навыков применения полученных знаний;
  • усилить практическую и гуманитарную компоненту образования;
  • усилить и модернизировать подготовку учащихся по иностранным языкам (знание на уровне функциональной грамотности не менее одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы);
  • обеспечить начавшуюся по поправке "ЯБЛОКА" в федеральный бюджет полную компьютеризацию школ.

6. Принять государственные меры по поддержке сельской школы:

  • разработать и принять федеральную целевую программу "Сельская школа" в целях адресного выделения средств на восстановление материально-технической базы и капитальный ремонт образовательных учреждений на селе,
  • реструктурировать старшие и средние классы сельских школ при сохранении и поддержке начальных классов малокомплектных сельских школ, создании образовательных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организовать систему "школьных автобусов".

7. Изменить действующую систему поступления в высшие учебные заведения:

  • ввести после проведения эксперимента и только на основе федерального закона систему единых государственных экзаменов (вместо нынешних выпускных и вступительных), направленную на обеспечение реальной преемственности между средней и высшей школой. При этом предусмотреть для ограниченного числа ведущих ВУЗов страны в рамках системы единых государственных экзаменов квоту для конкурсного поступления;
  • создать единую федеральную систему контроля за проведением и проверкой результатов единого экзамена.

8. Модернизировать систему начального и среднего профессионального образования:

  • оптимизировать систему СПТУ и ПТУ, сформировать на их базе многопрофильные учебные центры и колледжи;
  • усилить кооперацию СПТУ и ПТУ со школами;
  • адаптировать программу начального и среднего профобразования к современным потребностям рынка труда;
  • развивать малые предприятия и мастерские на базе СПТУ и ПТУ.
  • обеспечить начавшуюся по поправке "ЯБЛОКА" в федеральный бюджет полную компьютеризацию ПТУ и СПТУ/

9. Модернизировать систему высшего образования:

  • изменить систему государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования на основе увеличения вариативности и возможности свободного выбора учебных программ;
  • перейти с административного на гражданско-правовое регулирование деятельности вузов;
  • создать общественно-попечительские советы вузов, передать советам часть компетенции в управленческих решениях (утверждение смет, контроль за их исполнением) ввести подотчетность ректоров советам (в т.ч. по вопросам расходования бюджетных и внебюджетных средств);
  • обеспечить начавшуюся по поправке "ЯБЛОКА" в федеральный бюджет полную компьютеризацию вузов, а также обновить их учебно-производственную базу;
  • ввести в действие установленную законом систему государственного кредитования среднего и высшего профессионального образования в виде личного образовательного кредита, новые формы государственного финансирования высшего образования (в частности, ГИФО) вводить только на основе федерального закона, после тщательной аппробации;
  • облегчить регистрацию и получение лицензии на право ведения образовательной деятельности головного образовательного учреждения в регионах;
  • оптимизировать разделение системы образования на формы, уровни и ступени образования, в соответствии с принципом непрерывности образования;
  • начать создание университетских комплексов и учебно-научно-производственных объединений;
  • способствовать интеграции науки и высшей школы, поощрять развитие университетских лабораторий, расширять систему правительственных и неправительственных грантов для ученых, увеличить финансирование аспирантуры и докторантуры в вузах;
  • обеспечить государственную поддержку издательской деятельности вузов, международных образовательных обменов (студентов, аспирантов, преподавателей).
распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее