А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Политика // Яблоко // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 "Яблоко"

[09.10.2008]
О преодолении экономического кризиса

Заявление Бюро РОДП «ЯБЛОКО», 19 сентября 2008 года

Экономическая ситуация остается крайне нестабильной.

Биржевые индексы сильно лихорадит – от резких падений до истерических взлетов. Международные резервы снизились за месяц на 24 миллиарда долларов. Обесценивается российская национальная валюта: это уже почти 26 рублей за доллар. Идет падение цен на нефть: от 140 с лишним долларов за баррель до 100 долларов с тенденцией к понижению. Падают цены на металлы. Чистый отток капитала в 2008 году будет практически равен притоку. В летние месяцы резко замедлились темпы роста промышленности. Сокращается динамика роста инвестиций в основной капитал. Ухудшается качество экономического роста: он происходит, прежде всего, за счет торговли: ее прирост за первое полугодие – 11,7%, в то время как обрабатывающие производства выросли на 5,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а добыча полезных ископаемых и вовсе снизилась на 1%.

Происходят качественные изменения - состояние экономики, за последние месяцы стало совсем иным, оно радикально отличается от той картины, которая рисуется в выступлениях президента и премьер-министра.
Главная проблема – не в перепадах котировок на биржах. В российской экономической системе они напрямую затрагивают крайне ограниченную группу людей. Однако резкая дестабилизация фондового рынка может стать спусковым крючком для полномасштабного экономического кризиса. Панические настроения в экономических сферах и прессе в сочетании с бравурными, сверхоптимистическими и часто бессмысленными заявлениями руководителей страны на фоне последствий войны на Кавказе, корпоративных скандалов вокруг крупнейших компаний (ТНК-ВР, МЕЧЕЛ), резко усиливают внеэкономические риски, обусловленные самой сутью авторитарной системы. Недооценивать их крайне опасно.

Самый серьезный риск - потеря управляемости. Когда средние и низшие звенья бюрократической вертикали начинают действовать по принципу «спасайся, кто может», исходя исключительно из личных интересов, все усилия по локализации кризиса сводятся на нет. Так было в 1998 году, такая же ситуация складывается и сейчас. Угроза бюрократического хаоса нарастает, едва ли не самую важную роль здесь сыграют так называемые «силовые структуры».

Огромное беспокойство с точки зрения последствий для абсолютного большинства россиян также вызывают гигантские корпоративные долги, объем которых приближается к половине ВВП России. Большая часть этих долгов сделана государственными компаниями, такими как «Газпром», поэтому ответственность за них вынуждена нести вся страна. В ближайшее время предстоят значительные обязательные платежи, особенно тяжелые в момент, когда Россия фактически отрезана от внешних источников финансирования.

Мы считаем, что вполне возможный полномасштабный экономический кризис можно предотвратить. В 2008 году, в отличие от 1998, страна имеет огромные финансовые резервы. Существенные размеры помощи рынкам и банкам со стороны государства сыграют свою положительную роль. Однако вопрос в том, как правильно ими воспользоваться; насколько честно и прозрачно будет распределяться финансовая помощь государства. Без внятного ответа на этот вопрос сегодня нельзя предотвратить панику инвесторов и вкладчиков банков. Но дать такой ответ сегодня может только высшее руководство России в лице Президента либо Председателя правительства.

В то же время одной только помощи рынкам и банкам недостаточно. Руководство страны сегодня обязано взять на себя ответственность за развитие ситуации и обнародовать четкую программу действий, адресованную не только биржевикам и банкирам, но главным образам – миллионам простых граждан. В этой программе правительство должно сформулировать меры по защите граждан от кризиса, а также взять на себя ряд гарантий и обязательств перед населением и средним и мелким бизнесом. Государство должно гарантировать банковские вклады; сохранение рабочих мест и регулярной выплаты зарплат бюджетникам, а работникам частных предприятий – выплат за вынужденную безработицу в случае массовых увольнений; сохранение на прежнем уровне процентов по потребительским кредитам и ипотеке. С целью сдержать рост цен необходимо рациональное размещение государственных интервенций.

Отсутствие такой программы само по себе является фактором кризиса. Мы настаиваем на том, чтобы руководство России оставило пустой оптимизм, публично признало наличие серьезных проблем и внятно сформулировало комплексную программу по ограничению кризиса и постепенному выходу из него. В частности, мы требуем публичного разъяснения по следующим вопросам:

• какие гарантии предоставляет правительство банковским вкладчикам, в первую очередь средних и небольших банков, и какие меры по предотвращению широкомасштабного банковского кризиса намерено предпринять;

• какими будут меры по сдерживанию роста цен, ограничению инфляции;

• как правительство намерено компенсировать потери владельцев акций участвовавших в так называемом "народном IPO", например, ВТБ, стоимость ценных бумаг которого упала в 6, 5 раз;

• как будут урегулированы проблемы ипотеки и других потребительских кредитов;

• какие гарантии правительство может предоставить гражданам, которым в случае углубления кризиса грозят массовые увольнения;

• как конкретно предполагается использовать средства стабилизационного фонда и золотовалютного резерва, чтобы смягчить последствия кризиса для граждан, в первую очередь для наиболее уязвимых социальных групп.

Выдвижение первыми лицами страны программы, содержащей ответы на эти вопросы, само по себе может стать фактором торможения кризиса, поскольку восстановит доверие населения и бизнеса к государству и кредитно-финансовым институтам.

Напротив, отсутствие либо промедление с формулированием такой программы станет свидетельством полной неспособности политического руководства управлять экономикой современными методами и ускорит разрушительные процессы в экономике страны.

Председатель РОДП "ЯБЛОКО"

Сергей Митрохин

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее