А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Политика // Яблоко // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 "Яблоко"

[25.11.2003 - Еженедельный журнал]
Партийная учеба

Помогать школе обещают все политические партии. Только не все будут это делать

Bсе партии используют в предвыборной риторике обещания вплотную заняться образованием – без этих обещаний бороться за депутатские мандаты столь же неприлично, как без проявления «заботы» о безопасности граждан, повышении минимальной зарплаты и т.п. Однажды даже была предпринята попытка создать чисто «образовательную» партию. В 1995 г. перед очередными парламентскими выборами депутат фракции «Женщины России» Лариса Бабух зарегистрировала движение «Образование – будущее России». Сделав простую арифметическую выкладку – пересчитав всех граждан, прямо или косвенно связанных с системой образования, – Бабух решила, что ее движение займет в Думе достойное место. Но, к сожалению, ничего оригинального предложить избирателям не сумела и была очень удивлена, что в день выборов граждане упорно отказывались замечать ее детище в избирательных бюллетенях.

Во второй Думе репутация «образовательной» партии закрепилась за коммунистами – комитет по образованию и науке возглавил член ЦК КПРФ Иван Мельников. Его «борьба за школу» заключалась в том, чтобы беспрерывно требовать увеличения расходов на образование и одновременно препятствовать любым попыткам образовательных реформ. «Борьба» увенчалась успехом в 1998 г., когда коммунисты при поддержке Российского союза ректоров добились отставки министра образования Александра Тихонова, едва успевшего начать радикальную реформу. Однако они совершили ошибку, предложив кандидатуру нынешнего министра Владимира Филиппова. В те годы он имел репутацию противника реформ, поэтому никто не мог предположить, что он окажется реформатором похлеще Тихонова.

Но весной прошлого года, когда вместе с прочими думскими портфелями у КПРФ отобрали должность председателя комитета по образованию и науке, активность коммунистической оппозиции сошла на нет. Сам Мельников стал редким гостем на заседаниях комитета и парламентских слушаниях по вопросам образования, занявшись партийным строительством. Прежней осталась лишь риторика: программа КПРФ и народно-патриотических сил в сфере образования, опубликованная накануне нынешних выборов, сплошь критика модернизации образования и призывы к увеличению финансирования.

Александр Шишлов из фракции «Яблоко», к которому перешел профильный комитет, разумеется, продолжил линию на увеличение финансирования (как и коммунисты, «яблочники» предлагают отчислять на нужды образования фиксированный процент ВВП или часть доходов от продажи нефти). Но, в отличие от своего предшественника, он поддержал основные пункты модернизации образования, предложенной министерством, – от единого госэкзамена до реструктуризации сельских школ. Единственное исключение – двенадцатилетка. Против нее на парламентских слушаниях летом 2000 г. одинаково энергично высказались Григорий Явлинский и Борис Немцов. В результате Минобразования, похоже, прислушалось к общественным протестам и вынуждено отложить переход к двенадцатилетке на неопределенный срок. С тех пор при обсуждении образовательных законопроектов «Яблоко» и СПС выступают единым фронтом, хотя инициатива, как правило, исходит от «яблочников».

За то время пока комитет по образованию и науке возглавляет Шишлов, на рассмотрение нижней палаты было внесено несколько законопроектов, способных улучшить ситуацию в системе образования. Это, в частности, поправка к 24-й статье закона «О воинской обязанности и военной службе», предоставляющая отсрочку всем учителям-мужчинам, а не только сельским, как в действующем законе. Это поправки к Налоговому кодексу, освобождающие учебные заведения от уплаты налога на прибыль и дающие льготы издателям электронных учебников. Это, наконец, предложение по увеличению расходов на образование в проекте федерального бюджета. Однако проправительственные фракции, зачастую при поддержке левых, губили инициативы комитета на корню. Когда законопроекты выносились на голосование, их не поддерживали даже те члены комитета от «Единства» или КПРФ, которые участвовали в их разработке (члены комитета – в основном центристы и левые, но направление его работы определяет председатель-«яблочник»).

Со своей стороны, думское большинство упорно добивается возвращения в школу начальной военной подготовки. И хотя сопротивление СПС и «Яблока» не помешало принять в первом чтении соответствующий законопроект, со вторым чтением пришлось повременить. Причиной послужила гибель ханты-мансийского школьника, захлебнувшегося собственной рвотой во время бега в противогазе на военных сборах. Ирина Хакамада постаралась привлечь к этому случаю внимание общества, развернув кампанию в средствах массовой информации. В этой ситуации его рассмотрение Думой выглядело бы просто кощунством.

Левые и центристы проваливают «яблочные» законопроекты по разным причинам. Коммунисты делают это «из принципа» – если законопроект предложен либералами, незачем его поддерживать. А проправительственные фракции стараются избавить исполнительную власть от лишних обязательств. Но тактика у них общая. Центристы и коммунисты обычно не голосуют против либеральных инициатив. Они попросту не участвуют в голосовании (см. таблицу) или затягивают рассмотрение важных законов. Благодаря такой тактике разработанный «Яблоком» законопроект «О государственном стандарте общего образования» (в нем определены основные принципы, по которым должны строиться школьные программы, – перечень предметов, нагрузка и проч.) вот уже больше года не допускают ко второму чтению. Дело в том, что в текст закона была внесена статья о нормативном финансировании школ с учетом числа учеников. В случае его принятия пришлось бы ежегодно устанавливать обязательные для выполнения нормативы – региональные (сколько денег регион должен выделять на обучение одного ученика) и федеральные (нижний предел регионального норматива).

Накануне предстоящих выборов практически все партии демонстрируют свою озабоченность проблемами образования и проводят показательные акции. «Единая Россия» «взяла под контроль» информатизацию сельских школ. По словам партийцев, они проверяют, как идут поставки на село техники от Минобразования, как усваивают компьютерную грамотность сельские учителя («единороссы», впрочем, предпочли не заметить, что педагоги учатся работать на компьютере в центрах, созданных на деньги опального ЮКОСа). Партия «Русь» в своей предвыборной программе сообщила о разработке законопроекта «Социальный налог с олигархов», предусматривающего «доплату к заработной плате работников образования, здравоохранения за счет доходов олигархических структур, работающих в сфере эксплуатации природных богатств». В случае принятия законопроекта его авторы обещают поднять зарплату учителям до 10 тыс. руб. в месяц.

В сфере образования, как мало где еще, многие партии увлекаются утопическими идеями. Речь идет даже не о лозунгах или заведомо популистских проектах, а о достаточно серьезных разработках, реализовать которые нынешняя власть наверняка не позволит. Например, Григорий Явлинский недавно представил журналистам проект закона «Об университетах», предоставляющий им невиданную автономию, в частности право выдавать диплом собственного образца (а не государственного, как сейчас) и самостоятельно (без утверждения Высшей аттестационной комиссии Минобразования) присваивать ученые степени. Закон вполне современный, основан на опыте развитых стран, но в российской системе образования, где государственное регулирование традиционно играет огромную роль, его нормы в обозримый период вряд ли удастся реализовать. Хотя о пользе университетской автономии с удовольствием рассуждают и левые, и центристы, они же наверняка и провалят законопроект в первом чтении.

Борис Старцев

Оригинал статьи: Партийная учеба (Еженедельный журнал)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее