А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Новости сайта // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Новости сайта

[03.05.2003]
Александр Шишлов и Олег Смолин направили депутатский запрос на имя главы российского правительства Михаила Касьянова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

3 мая 2003 года

№ AШ-42

Председателю Правительства
Российской Федерации
М.М. КАСЬЯНОВУ

О решении Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов в части фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Михаил Михайлович!


10 апреля сего года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором рассматривался документ «О мерах по оптимизации бюджетных расходов», подготовленный Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов.

Основное содержание предложений Комиссии по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» было сведено к сокращению количества главных распорядителей бюджетных средств и консолидации государственных расходов на науку вокруг приоритетных направлений при уменьшении бюджетного финансирования по другим научным направлениям и сокращении количества научных организаций и научных работников, получающих средства из федерального бюджета.

В документе предусматривается реорганизация бюджетных учреждений науки, прежде всего в гуманитарной сфере. Комиссия обратила особое внимание на целесообразность приватизации и ликвидации государственных научных организаций, осуществляющих научные исследования по направлениям, не входящим в список приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также в перечень критических технологий. Учитывая то, что гуманитарные вопросы не вошли в указанные список и перечень, под угрозу ставятся все научных организаций гуманитарного профиля. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечни критических технологий подлежат периодической корректировке. Сохранение только тех научных организаций, которые ведут работы по приоритетным направлениям, может сделать корректировку невозможной.

Массовая приватизация научных организаций и их опытных производств, проведенная в период с 1991 по 1995 годы, не способствовала ни росту инновационной составляющей российской промышленности, ни увеличению научной продукции. Практика показала, что лишение государственной поддержки научных организаций практически всегда приводит к свертыванию научной деятельности.

Комиссия дает предложение о передаче в собственность субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, расположенных в регионах научных организаций Российской академии сельскохозяйственных наук, реализация которого негативно скажется на развитии сельскохозяйственной науки в нашей стране. Реализация аналогичных мер в отношении Российской академии образования ослабит научное обеспечение формирования единого образовательного пространства России.

Реализация предложений, подготовленных Комиссией, приведет к отказу от основных принципов управления академической наукой, закрепленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». В соответствии с этим законом академии наук, имеющие государственный статус:
- «являются самоуправляемыми организациями»;
- «создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом»;
- «наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности»;
- наделяются «правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций» и «правом на утверждение их уставов и назначение руководителей».

Структура академий, «порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий».

Имевшийся в стране опыт подотчетности академий министерствам показал, что в итоге академии превращались в узковедомственные учреждения, лишенные возможности проводить независимую научную политику и осуществлять независимую экспертизу. Осуществление независимой и объективной научной экспертизы принимаемых решений - одно из условий борьбы с неэффективным и необоснованным расходованием средств федерального бюджета.

Предложения Комиссии по изменению числа прямых бюджетополучателей связаны, прежде всего, не с оптимизацией бюджетного процесса, а с приведением его в формальное соответствие с Бюджетным кодексом, хотя более рациональным, на наш взгляд, было бы изменение Бюджетного кодекса. Следует особо отметить, что за последнее десятилетие сложилась стабильно работающая система государственных научных фондов, что во многом было обусловлено их прямым финансированием из федерального бюджета и независимостью от отраслевых министерств. Изменение механизма финансирования этих учреждений приведет не к сокращению организационных расходов, а к их увеличению.

Просим Вас при подготовке решений по обсуждаемому вопросу рассмотреть приведенные выше аргументы.

Просим Вас проинформировать нас о позиции Правительства Российской Федерации по вопросам:
- политики в отношении поддержки гуманитарных наук;
- автономии академий наук, имеющих государственный статус;
- механической ликвидации научных организаций, ведущих исследования по направлениям, не отнесенным в настоящее время к приоритетным;
- возможности изменения Бюджетного кодекса в части, позволяющей сохранить Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в качестве прямых получателей бюджетных средств;
- возможности изменения Бюджетного кодекса в части закрепления за академиями наук, имеющими государственный статус, действующего права быть главными распорядителями бюджетных средств, сохраненного за академиями в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Председатель Комитета
Государственной Думы
по образованию и науке
А.В. Шишлов

Заместитель председателя Комитета
Государственной Думы
по образованию и науке
О.Н. Смолин

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее