А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Новости сайта // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Новости сайта

[11.08.2006]
Концепция

федерального закона « Об автономных учреждениях»

Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности Правительством Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики предусматривается проведение реформ в отраслях социальной сферы, направленных на формирование новых, более современных экономических механизмов функционирования этих отраслей. Реализация намеченных преобразований в отраслях социальной сферы потребует создания соответствующей законодательной базы. Одним из важнейших условий реализации намечаемых реформ является внесение изменений в гражданское законодательство, предусматривающих разнообразие и особенности организационно-правовых форм организаций социальной сферы. Основной идеей законопроекта является создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения - для оказания услуг (выполнения работ) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Целью законопроекта являются правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, порядок формирования и использования их имущества, управления автономными учреждениями, основы их отношений с учредителями и участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам. Круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, граждане Российской Федерации. В основу создания нового типа государственного (муниципального) учреждения должны быть положены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие режим вещного права – оперативного управления с особенностями отраженных в законопроекте «Об автономных учреждениях», а также Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который устанавливает правовое положение некоммерческих организаций в целом. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником при его создании, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника закрепленного за ним имущества. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с определенными законом и уставом целями путем оказания услуг (выполнения работ) в вышеуказанных сферах. Автономное учреждение создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или в собственности муниципального образования. Соответствующее решение (постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации) о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или собственности муниципального образования, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения готовится государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное (муниципальное) учреждение, по согласованию с государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Такое предложение готовится указанным органом самостоятельно либо по инициативе государственного (муниципального) учреждения. Имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Виды этого особо ценного движимого имущества (имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Земельный участок, необходимый для осуществления автономным учреждением своих уставных задач закрепляется за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законопроект определяет порядок и назначение имущества автономного учреждения. В частности, имущество данного учреждения используются только для решения задач, определенных его уставом. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), культурные ценности, природные ресурсы (кроме земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте либо изъятые из гражданского оборота, передаются в пользование автономного учреждения на условиях и в порядке, определяемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения. Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением. Оно будет осуществлять свою деятельность в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансовое обеспечение указанной деятельности будет осуществляться из соответствующего бюджета в форме субвенций и субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом. Условия и порядок формирования задания учредителя определяются Правительством Российской Федерации. Также оно может выполнять услуги на возмездной основе в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе автономного учреждения. Государственная регистрация автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом автономного учреждения (ученый совет, художественный совет и др.). Принцип единоначалия осуществляется посредством текущего управления руководителем автономным учреждением. В автономном учреждении создается наблюдательный совет, срок полномочий, которого равен пяти годам в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета входят представители федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится автономное учреждение, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, представители трудового коллектива автономного учреждения. Количество представителей трудового коллектива не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета. Руководитель автономного учреждения, его заместители не могут быть членами наблюдательного совета. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие судимость. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета. Решение о назначении и досрочном прекращении полномочий членов наблюдательного совета автономного учреждения принимается его учредителем. Решение о назначении и досрочном прекращении полномочий представителя трудового коллектива автономного учреждения в наблюдательном совете принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения. Целью создания наблюдательного совета является обеспечение реализации автономным учреждением целей и выполнение функций, для которых оно было образовано. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер, как для учредителя, так и для исполнительного органа. Наблюдательный совет автономного учреждения одобряет предложения руководителя автономного учреждения по вопросам, таким как совершение крупных сделок или сделок с заинтересованностью. Таким образом, присутствие наблюдательного совета как коллегиального органа нисколько не умаляет роли учредителя автономного учреждения, отведенной ему Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечить соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в их уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого органа и кругом вопросов, входящих в его компетенцию. В то же время, действующее законодательство, регулирующее отношения в ряде отраслей социальной сферы, в частности, в образовании, закрепляет иной порядок управления юридическими лицами, являющийся наиболее приемлемым для организаций в данных областях деятельности (например, выборность ректора, наличие ученого совета). Поэтому эти способы управления, прошедшие проверку временем, в полной мере могут быть восприняты автономным учреждением. Предусматривается, что автономное учреждение ежегодно будет публиковать отчеты о своей деятельности и использовании имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тем самым обеспечивается открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к целому ряду документов либо носящих правоустанавливающий характер, либо содержащих сведения о состоянии имущества и финансовой деятельности организации, что наряду с государственным контролем за деятельностью автономного учреждения повысит общественный контроль. Данные изменения положительно повлияют на эффективность деятельности автономного учреждения в сфере, непосредственно связанной с общественными отношениями. Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника. Законопроект устанавливает защиту прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе права на получение бесплатного образования, при реорганизации автономного учреждения. Ликвидация автономного учреждения осуществляется в соответствии с положениями ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим законопроектом. Место будущего закона в системе законодательства Модернизация правовых связей и финансово-экономических институтов и развитие рыночных отношений требует наличия упрощенных и эффективных инструментов решения социальных задач, поставленных перед государством. Данный нормативный правовой акт призван создать на основе уже имеющегося опыта деятельности бюджетных учреждений по рыночным принципам законодательные условия регулирования порядка создания или изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения в автономное учреждение. Для реализации положений настоящего документа потребуется разработать необходимые поправки в действующее гражданское законодательство, регулирующее вопросы правосубъектности юридических лиц, права собственности и иных вещных прав, ответственности по принятым обязательствам, а также ряд нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Российской Федерации. Создание автономного учреждения потребует внесения изменений и дополнений в Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Учитывая, что выведение финансово-необеспеченных некоммерческих организаций из централизованной системы предоставления социальных услуг может отразиться на обеспечении государственных гарантий по предоставлению населению данного комплекса услуг, предусматривается создание автономного учреждения, подготовка нормативной базы по внесению изменений в отраслевое законодательство в социальной сфере, обеспечивающего возможность учета особенностей этих отраслей применительно к автономному учреждению, определение критериев и правил установления заданий на оказание социальных услуг, а также критериев целесообразности изменения типа существующих государственных и муниципальных учреждений в автономные учреждения. Создание автономного учреждения направлено на регламентацию социально-культурной сферы общества, упорядочение расходования бюджетных средств и защиту прав граждан. Общая характеристика и оценка правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов В настоящее время правовые отношения, связанные с предметом нормативного правового акта, в основном регулируются нормами гражданского права и сложившимися обычаями делового оборота. Оказание услуг (выполнение работ) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта осуществляют в основном государственные и муниципальные учреждения в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и отраслевыми федеральными законами. В связи с принятием данного законопроекта необходимо внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части включения нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения. Участие организаций различных разновидностей существующих организационно-правовых форм в предоставлении государственных и муниципальных услуг предполагает использование новых механизмов, обеспечивающих выполнение государственных обязательств, гарантированных Конституцией Российской Федерации, конкурентные способы распределения бюджетных средств, финансовую привлекательность выполнения государственных заданий, гибкость в проведении государственной политики в различных отраслях с учетом их специфики. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации законопроекта Принятие законопроекта позволит законодательно определить возникновение нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения. Основная нагрузка законопроекта будет состоять в регулировании отношений, возникающих при осуществлении автономными учреждениями социально-культурных функций. Автономное учреждение имеет неоспоримые преимущества перед существующими бюджетными учреждениями. Изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения позволит: создать более четкое разделение между покупателями и производителями услуг отраслей социальной сферы и будет способствовать развитию практики контрактных отношений организаций с органами государственной власти; легче формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления; стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций; создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Создание автономных учреждений, будет способствовать соблюдению прав и интересов граждан в сфере оказания услуг в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Концепция законопроекта Файл: Концепция законопроекта

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее