А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Новости сайта // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Новости сайта

[11.12.2004 - Пресс-служба А.В. Шишлова]
Александр Шишлов – об утвержденных Правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации

10 декабря 2004г.

9 декабря 2004 Правительство рассмотрело на своем заседании вопрос «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».

Очевидно, что этот вопрос назрел - после принятия так называемого «закона о монетизации льгот», который привел к радикальному изменению закона «Об образовании» и к фактическому отказу от федеральных государственных гарантий приоритетности образования, Правительство должно было сформулировать новую концепцию, новые принципы государственной образовательной политики.

К сожалению, подготовка новой концепции проводилась в сжатые сроки, кулуарно. Лишь в последние недели получили известность различные версии правительственного проекта, в том числе – содержащие такие идеи, которые порождали сомнения в квалификации некоторых авторов проекта (чего стоила, например, идея создания «трудовой армии» для выпускников школ!). Публичные обсуждения проекта, состоявшиеся накануне заседания Правительства, уже не могли повлиять на суть подготовленных и согласованных правительственных решений. А суть эта формулируется просто – Правительство продолжает экономить на образовании.

Справедливости ради надо сказать, что Министерство образования и науки реалистично оценивает критическое положение в системе образования и признает, что «существующие проблемы и вызовы требуют энергичных и неординарных мер для того, чтобы кризисные явления в развитии системы образования были преодолены». Но Правительство фактически отказывается от разработки и принятия таких мер.

Сформулированные Правительством четыре приоритетных направления – «развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования» - безусловно, актуальны, хотя даже из представленного самим Министерством образования и науки анализа следует, что существуют иные, не менее важные приоритеты. Но и эти направления не смогут быть реализованы без кардинальных изменений государственной политики. Потому что невозможно говорить об «инвестиционной привлекательности сферы образования», одновременно уничтожая соответствующие налоговые льготы. Невозможно рассчитывать на «обеспечение доступности качественного общего образования», одновременно отказываясь от федеральных нормативов финансирования школы и федеральных гарантий оплаты труда учителя. А именно такова сегодня политика федеральных властей.

В правительственных документах содержится ряд предложений, действительно важных для развития образования, в том числе - многие из тех, которые я активно поддерживал, будучи председателем профильного комитета Государственной Думы. Это развитие высшей школы с учетом вступления России в болонский процесс построения общеевропейского пространства высшего образования, расширение участия общественных институтов в управлении образованием, интеграция науки и высшей школы, переход к нормативному бюджетному финансированию и многие другие идеи, заслуживающие одобрения.

Но правительственные документы не дают ответов на ключевые, волнующие людей вопросы. Когда преподаватель станет получать достойную зарплату? Когда прекратятся разговоры об отмене студенческих отсрочек от воинского призыва? Когда система бюджетного финансирования образовательных организаций станет прозрачной, а сами организации – самостоятельными? Когда будут реализованы системные меры борьбы с коррупцией в системе высшей школы? Наконец, какие дополнительные государственные ресурсы будут вложены в развитие образования? Ведь низкая заработная плата и низкий уровень бюджетного финансирования учебных расходов привели к тому, что Россия далеко уступает по этим показателям странам ОЭСР, странам Центральной и Восточной Европы.

Без ответов на эти вопросы обновленные правительственные планы ожидает незавидная судьба ранее принятых образовательных доктрин и концепций модернизации. Без ответов на эти вопросы система образования будет продолжать деградировать, а рассуждения о развитии образования останутся лишь словами.

Приходится констатировать, что политика федеральных властей в сфере образования логически вписывается в курс на укрепление авторитарного бюрократического режима. На словах Президент Путин говорит о «приоритете интересов личности над мифическими интересами государства». На деле происходит иначе. Оказывается, что сегодняшней власти, как когда-то писали братья Стругацкие, «умные не надобны – надобны верные». Государственные ресурсы концентрируются не на развитии образовательного и научного потенциала страны, а на укреплении неэффективных силовых механизмов. Такая политика губительна, она ведет страну к безнадежному отставанию в конкурентной борьбе.

Нужна альтернатива. Не укрепление силовых структур и строительство «вертикали», а образование должно стать национальным приоритетом. Стране нужна новая Национальная программа развития образования, обеспеченная ресурсной, правовой и политической поддержкой. Государство обязано обеспечить конституционные гарантии права граждан на образование. Для этого необходимо пересмотреть отношение государства к сфере образования: увеличить бюджетное финансирование (прежде всего – федеральное), создать эффективную систему налоговых льгот, сформировать правовую базу, стимулирующую участие общества в управлении образованием. Лишь на такой основе реформы внутри самой системы образования, давно назревшие и давно обсуждаемые в профессиональном сообществе (в том числе – и предлагаемые сегодня Правительством), смогут быть осуществлены и принесут эффект.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее