А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Законопроекты // Проект Федерального закона "О государственном стандарте общего образования" // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Проект закона "О государственном стандарте общего образования"

Заключение Правового управления Государственной Думы (к 1 чтению)

Заключение по проекту федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» и проекту постановления Государственной Думы «О проекте федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования»

Изучив в соответствии с поручением Комитета проект федерального закона № 117605-3 “О государственном стандарте общего образования” и проект постановления Государственной Думы в отношении данного законопроекта, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.

Законопроектом предусматривается наделение органов местного самоуправления полномочиями в области государственного стандарта общего образования (статья 21), то есть, по существу, государственными полномочиями. Согласно статье части 2 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями возможно только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В статье 2 проекта, на наш взгляд, более точно говорить о правовом регулировании отношений в области государственного стандарта общего образования. При этом, содержащийся в этой статье перечень нормативных правовых актов следует дополнить указанием на правовые акты органов местного самоуправления (см., например, статью 17 проекта).

В пункте 3 статьи 4 законопроекта, необходимо уточнить, что государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, что будет соответствовать части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации.

В статьях 5, 8, 22 упоминается «компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта», что находится в противоречии со статьей 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон), в которой предусмотрено, что государственные образовательные стандарты включают только федеральный и национально-региональный компоненты. Кроме того, пункт 6 статьи 5 и статья 22, устанавливающие необходимость согласования «компонента образовательного учреждения» с органами самоуправления образовательного учреждения, с обучающимися, их родителями (иными законными представителями), противоречат статье 32 Закона, так как нарушают принцип самостоятельности образовательного учреждения.

Из пункта 3 статьи 5 неясно, что имеется в виду под «базовым и профильным уровнями», так как в законопроекте данные понятия не раскрываются.

В пункте 2 статьи 6 необходимо дать определение «минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов», так как неясно, что относится к «образовательной области», а что к «учебному предмету».

Нуждается в уточнении пункт 6 статьи 8 в части «обязательного согласования режима работы с органом самоуправления образовательного учреждения, при его наличии», так как Законом не предусмотрено такого согласования режима работы образовательного учреждения.

Пункт 4 статьи 9 предлагается исключить как излишний, так как он дублирует положения статьи 32 Закона.

Следует уточнить редакцию пункта 2 статьи 10 законопроекта, поскольку в предлагаемой редакции не в полной мере раскрывается правовое содержание института требований к уровню подготовки выпускников.

В пункте 1 статьи 11 законопроекта слова «за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами», следует исключить, так как законодательный акт не может быть изменен иным нормативным актом.

Предлагается исключить пункт 3 статьи 12 как декларативный, тем более, что вопросы контроля за качеством образования, в том числе и с участием родителей и обучающихся, изложены в статье 38 Закона.

Из положений главы 4 законопроекта неясно, какой орган или организация будут являться получателем средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на финансирование реализации государственного стандарта общего образования. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 38) бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Таким образом, для установления в законопроекте бюджетных обязательств по выделению средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на финансирование реализации государственного стандарта общего образования необходимо указать получателя бюджетных средств.

Пункт 1 статьи 13 законопроекта не согласуется с пунктом 1 статьи 41 Закона, согласно которому финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется его учредителем (то есть указание на то, что финансирование деятельности образовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней является неверным).

По нашему мнению, установление в данном законопроекте порядка бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, а также подробное регулирование в нем отношений по расходованию средств из соответствующих бюджетов на указанные цели, в том числе и предоставление финансовой помощи (пункт 3 статьи 15, пункт 4 статьи 16 проекта), вряд ли правомерно, имея в виду, что в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 1, 2) правовое регулирование этих вопросов отнесено к предмету регулирования актами бюджетного законодательства Российской Федерации, к которым данный законопроект не относится.

Кроме того, необходимо учитывать, что в законопроекте (см., например, пункт 3 статьи 16) содержатся положения, затрагивающие принцип самостоятельности бюджетов, установленный Конституцией Российской Федерации (статьи 76, 132) и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 31 и ряд других положений) и означающий самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении порядка и направлений расходования средств собственных бюджетов. В этой же связи обращаем внимание, что регулирование в принятых Государственной Думой федеральных законах отношений по расходованию средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов неоднократно служило основанием для их отклонения Президентом Российской Федерации.

Исходя из изложенного полагаем, что вопросы финансирования образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность на основе государственного стандарта общего образования, должны быть изложены в законопроекте в самом общем виде, применительно к содержанию статьи 41 Закона.

В пункте 2 статьи 14 законопроекта следует уточнить, что федеральные нормативы бюджетного финансирования устанавливают органы государственной власти Российской Федерации. Федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не существует.

Пункт 2 статьи 15 законопроекта требует уточнения, с учетом положений пункта 3 статьи 41 Закона, в соответствии с которым федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

По нашему мнению, статью 18 проекта, регламентирующую вопросы компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования, следует исключить, так как компетенция Федерального Собрания Российской Федерации определена Конституцией Российской Федерации, причем раздельно в отношении каждой из палат Федерального Собрания.

Абзац 4 статьи 20 находится в противоречии со статьей 29 Закона, поскольку никакого дополнительного согласования с федеральным органом управления образованием национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов не требуется. Кроме того, из абзаца 7 этой статьи проекта неясно, что имеется в виду под «мониторингом исполнения регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования».

Полагаем целесообразным дать определение употребляемых в законопроекте понятий: уровень подготовки выпускников (статьи 4, 5, 10); максимальный объем учебной нагрузки (статья 5); отдельные категории обучающихся (статья 7); индивидуальная, групповая поисково-исследовательская работа, проектная и активно-двигательная деятельность обучающихся (статья 8).

Обращаем внимание, что согласно статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральным законом устанавливается государственный образовательный стандарт основного общего образования.

По тексту проекта постановления Государственной Думы «О проекте федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» замечаний не имеется.

Начальник Управления Г. П. Ивлиев

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее