А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Интеллектуальная собственность // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Интеллектуальная собственность

[30.04.2003 - Время МН]
Утечка в 5 миллиардов долларов

Комитет по образованию и науке Госдумы провел парламентские слушания "О правовом обеспечении финансового регулирования научной деятельности в РФ"

Вместе с членами обеих палат парламента на встречу собрались представители фундаментальной науки, вузов, министерств и ведомств, Роспатента, наукоградов, государственных научных центров и внедренческих фирм.

Основную коллизию момента определил председатель комитета Александр Шишлов: законодательство о российской науке безнадежно отстало от практики, и наука страдает от хронического безденежья.

По мнению Шишлова, упущения в законодательстве свели на нет инициативы по целевому финансированию, созданию конкурсных условий для научных проектов и прочие начинания. Не оправдались упования ученых и на гранты, по которым работает большинство стран мира. Уже само их определение в нашей стране не соответствует международным нормам. Главный грантодатель страны — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), как оказалось, не может сполна финансировать вузы: в положении о РФФИ говорится, что фонд обеспечивает только научные организации, и любой вуз по действующему законодательству оказывается "ненаучным". В результате утечка вузовских мозгов, по данным Всемирного банка, выросла за последние два года втрое. В денежном эквиваленте это 5 млрд долларов в год — пять годовых бюджетов всего российского образования!

Выпадение ученых из финансовой обоймы происходит и на многих направлениях инвестиционного фронта. Неспроста заместитель председателя комитета Госдумы по науке и образованию Гаджимет Сафаралиев сделал сравнение ситуации в отечественной высшей школе с битвой за деньги. Ежегодное увеличение бюджета по разделам "Финансирование фундаментальных исследований..." и "Наука", "надбавки за ученые степени" и т.д. вроде бы планируются, но в целом бюджетные статьи из года в год не выполняются. Именно потому, как доложил депутат, к выявлению новых финансовых потоков для науки Госдума подключила Счетную палату. Только в результате одной этой акции научные ассигнования были увеличены почти на 20% (с 33,9 до 40,2 млрд рублей).

Согласно оценкам Сафаралиева, около 50% экономического роста развитых стран ныне основывается на новых технических и технологических достижениях. И чтобы Россия не отстала, ей требуется более глубоко систематизировать все направления инвестирования науки. С учетом этого в Госдуме была разработана концепция, согласно которой наука призвана стать "системой производства знаний". Для этого законодателям следует гибко и вместе с тем строго определить правовой статус бюджетных и внебюджетных средств (грантов, субвенций, субсидий), внести поправки в Таможенный и Налоговый кодексы.

Приватизация разработок

Замминистра промышленности, науки и технологии Александр Кулагин продолжил тему поиска финансовых резервов для науки. Главное, по его мнению, чтобы правовыми методами отрегулировать государственную аккредитацию всего научного цеха страны. В течение пяти лет аккредитованы 2600 (из 2800) научных организаций. То есть многие учреждения отпали, не исполнив элементарных требований закона "О науке" (наличие ученого совета и 70% затрат на науку) и в результате не имеют право законно претендовать на госсредства. Теперь надо приступать ко второму этапу инвентаризации: более предметно разобраться, есть ли смысл сохранять государственный кошт "нерадивым" ученым.

Между тем расклад научных сил складывается отнюдь не в пользу государства. Если сопоставить количество государственных и частных институтов, университетов, академий и так далее, в глаза бросается удручающая картина потерь госсектора. Так, автомобильная и фармакологическая отрасли со своими НИИ и КБ приватизированы полностью, химическая — на 98%. Примеры передела научной собственности заставляют задаться вопросом: является ли сегодня государство непосредственным заказчиком конкретных разработок для институтов, если их научные результаты присваиваются акционерами?

Но, с другой стороны, по-иному и не могло получиться. Раз государство более чем за 10 лет ни разу не исполнило своих бюджетных обязательств, на что было рассчитывать? Число специалистов, занимающихся научными исследованиями, с 1,9 млн человек сократилось с 1990 года более чем вдвое, их средняя зарплата упала до 65 долларов в месяц. Чтобы поправить положение, правительство, по заверениям А.Кулагина, срочно взялось за разработку нового закона о госзаказе на научно-техническую продукцию и написание поправок к закону "О науке".

Презумпция невиновности

По мнению представителя Минобразования Михаила Стриханова, четкое определение научной деятельности требуется прежде всего по причине все большей коммерциализации исследований. Рынок все стремительнее отдаляет образование от науки не только юридически, но и финансово. В структуре расходов в общем объеме расходов вузовская наука "по деньгам" опустилась до 6%. При таком низком научном градусе страна может, по словам чиновника, "окончательно проиграть битву за отечественного профессора, и тогда исследованиями некому будет заниматься".

С точки зрения нормального кредитования науки поправки также требуются в Налоговый и Бюджетный кодексы для упрощения экономической классификации госрасходов в бюджетах. Их нынешняя детализация прописана столь чрезмерно, что сам учет (вплоть до канцтоваров) становится абсурдным.

Предложенные правительством способы повышения зарплаты ученым за счет сокращения штатов вызвали много нареканий на слушаниях. Но и надежды на то, будто гранты решат проблему, еще раз развеял главный грантодатель России — руководитель РФФИ Владимир Минин. Сами базовые понятия гранта, по его убеждению, почти никак не определены законодательством. А все научные конкурсы на его получение, к которым, как к панацее, призывает правительство, оказывается, проводятся в соответствии с... законом "О поставках". Будто речь идет о завозе картошки, а не о науке.

Выход — инновационная стратегия

Заместитель председателя общественного научного совета при думском комитете по науке и образованию академик Виктор Шевелуха, судя по реакции зала, неспроста сорвал аплодисменты за более эффективный рецепт развития и пополнения бюджета науки. Для этого, по его мнению, необходимо прописать концепцию участия науки в пополнении национального богатства. Исходя из опыта мирового развития, высокие темпы роста может дать лишь инновационная стратегия. Высокая цель заставит пересмотреть научные приоритеты, если инновационная часть превысит от 0,5 нынешних процентов и обернется весомой прибылью от продажи наукоемкой продукции.

Шевелуха также внес предложение об учреждении персональных пенсий тем деятелям науки, которые внесли выдающийся вклад в развитие технологий, экономики. И многие участники слушаний поддержали его несогласие с нынешней государственной позицией, призывающей полностью присваивать научную продукцию разработчиков. Отдача от интеллектуальной собственности, по его словам, "должна предусматривать обязательную долю ученого в прибыли и право продавать или сдавать ее в аренду, получая за это дивиденды".

Отстаивая инновационную модель экономики, Шевелуха сказал, что "уже сегодня Министерство образования могло бы добавить в бюджет 40 млрд рублей, если 50% законсервированного в вузах научного потенциала было бы направлено по мобилизационной программе развития науки".

Александр Капков

Оригинал статьи: Утечка в 5 миллиардов долларов (Время МН)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее