А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Образование и наука

[13.07.2004 - Газета.Ru]
Государство наступает на горло образованию

 Фото: CI
Фото: CI

На днях Государственная дума приняла в первом чтении очередной законопроект о внесении изменений и дополнений в принятые ранее федеральные законы. На сей раз речь шла о предмете национальной гордости – о российском образовании. А точнее, о самом важном в образовании – о деньгах.

От длинной череды предшествующих нынешний законопроект отличается, во-первых, тем, что предлагает скорректировать в общей сложности чуть ли не сотню законов, затрагивающих систему российского образования.

А во-вторых (и в-главных), делает это в определенном направлении – лишения вузов значительной части их нынешних прав.

Законопроект был подготовлен правительством России, и, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, необходимость его принятия была вызвана тем, что "ряд законов, принятых за последние 15 лет, часто противоречили предшествующим, Бюджетному, Гражданскому и Налоговому кодексам, а зачастую – друг другу". Кроме того, как подчеркнул министр, подготовленный правительством законопроект должен полностью вписать изменяемые им законы в новые координаты разграничения полномочий между федеральным центром и регионами.

На состоявшемся недавно заседании Совета ректоров министр честно предупредил, что "упорядочение законодательства будет болезненным".

Но, очевидно, чтобы подбодрить вузовское начальство, добавил, что "законодательство настолько запутано, что эти коллизии все равно придется разрешать, и чем дольше останутся нестыковки, тем будет хуже потом". Ректоры на такое "утешение" не повелись и обрушили на законопроект град критики и жалоб, и, прежде всего, по поводу значительного сворачивания автономии вузов в случае его принятия.

Как сказал "Газете.Ru" Александр Шишлов, возглавлявший думский комитет по образованию прошлого созыва, "этот закон существенно трансформирует систему российского образования, которое в случае его принятия перестанет быть ведущей сферой нашей жизни": исчезнут не только нынешние специальные федеральные программы развития образования, но даже ежегодные доклады-отчеты правительства о его состоянии.

Вместо этого одновременно по всем направлениям пойдет наступление на права вузов – от лишения их права на интеллектуальную собственность до установления полной финансовой зависимости от чиновников.

Во-первых, по принятии закона сейчас же будет покончено с доплатами (и так небольшими), которые до сих пор хоть как-то служили для "поддержки штанов" вузовских преподавателей и школьных учителей, особенно сельских.

Во-вторых, будет покончено с социальными гарантиями не только преподавателей, но и студентов, поскольку закон отменит существующее ныне законодательное закрепление 170 бюджетных (бесплатных!) студенческих мест в вузах на каждые 10 тыс. населения. И можно только себе представить, насколько сейчас же увеличится тогда доля платного образования в стране и возрастет его стоимость.

В-третьих, вузы лишатся не только остатков налоговых льгот, но и права снимать или сдавать в аренду любые помещения, а также распоряжаться по своему усмотрению не только бюджетными средствами, но и средствами, заработанными самостоятельно. Это положение распространяется не только на доходы вузов, полученные, скажем, от сдачи в аренду части своих помещений, но и на деньги, заработанные на стезе интеллектуальной деятельности.

Само это понятие (в разрез официально провозглашенному курсу) также исчезнет из вузовского лексикона. Можно сказать, что это вообще стиль данного закона. Прямых запретов в нем очень мало, просто из законов и кодексов исчезают положения, служившие ранее законным основанием для многих видов деятельности, обеспечивающих относительную вузовскую самостоятельность. Именно этим, по мнению ректоров, он и плох.

Как сказал "Газете.Ru" ректор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Альберт Владимиров, в случае его принятия "у высшей школы забирают самостоятельность, а вуз неминуемо попадает в зависимость от чиновника.

С ним отныне придется согласовывать распределение средств, как будто в министерстве лучше знают, что надо конкретному вузу".

По мнению ректора Уральского государственного университета Владимира Третьякова, новый закон не просто плох. "Он антиконституционен и прямо противоречит реализации политики, провозглашенной в последнем послании президента Путина", – заявил он "Газете.Ru".

Как считает Александр Шишлов, в результате его принятия "либо будет полностью разрушена система образования, либо начнет процветать ее теневое финансирование",

поскольку образовательные учреждения будут лишены последних, пусть даже скромных возможностей продержаться на плаву, "а ничего взамен не получат".

По словам первого заместителя председателя думского комитета по образованию Олега Смолина, "этот закон не просто ухудшает ситуацию в сфере образования. Он отбирает не только рыбу, но и удочку".

"Он и не социальный, и не либеральный", – подчеркнул Смолин, один из немногих оппонентов закона в Госдуме.

Интересно, что у законопроекта нет конкретного автора, аргументы которого можно было бы оспорить, а его самого, скажем, переубедить. По словам члена президиума Совета ректоров Москвы и Московской области Николая Гриценко, "этот закон – порождение коллективного "труда" правительства" и, как бороться с ним, неясно.

Единственное, что смогли надумать ректоры, это апеллировать к президенту. Однако насколько эффективной будет такая попытка, сейчас не знает никто.

По словам Александра Шишлова, "содержание этого законопроекта выходит за рамки продекларированной цели разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. На самом деле за ним стоит "бухгалтерская" логика экономии средств федерального бюджета, за которую центру придется заплатить отказом от многих функций федерального центра".

Но это еще не самое неприятное. Как сказал "Газете.Ru" Александр Шишлов, "если сопоставить различные законопроекты, принятые в последнее время нынешней властью, то можно прийти к выводу, что нашему государству не нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди. Понятно, что их антиподами легче манипулировать, но с ними не построить той самой конкурентоспособной экономики", о которой сейчас так модно говорить с высоких трибун.

Марина Лемуткина

Оригинал статьи: Государство наступает на горло образованию (Газета.Ru)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее