А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Образование и наука

[29.06.2004 - Новая газета - СПб]
Горе от ума

 Фото: Павел Маркин
Фото: Павел Маркин

Питерские академики и ректоры объединились для защиты образования и науки

Немногие знают о том, что в России готовится социальная революция. Ну или что-то в этом роде. 31 мая в Государственную Думу был внесен пакет поправок в несколько десятков законов, касающихся социальной сферы. В том числе в области образования и науки. Каково же было удивление тех, кого эти поправки непосредственно коснутся, - к примеру, самих ученых и университетской профессуры. Первым удивлением был сам факт наличия столь масштабного пакета уже подготовленных законов по реформированию науки и высшей школы. Ведь никто об этом вроде бы не говорил, не было громких политических заявлений, горячих дискуссий. Не было абсолютно ничего. Молчание. Научное и университетское сообщество узнало о готовящейся революции окольными путями, раздобыв текст поправок (почти на двухстах страницах!) с помощью своих неофициальных контактов. А при этом, заметьте, уже намечены внеочередные заседания Госдумы - для срочного принятия этих законов.

И никто не сомневается, что предложенные правительством (читай - Кремлем) инициативы пойдут «на ура» в нынешней Госдуме, во главе с безраздельно доминирующей «Единой Россией». А произойти это может уже в самое ближайшее время, в июле - с тем, чтобы успеть к обсуждению правительством проекта бюджета следующего года. Что совсем не случайно, ведь основная идея поправок - экономия средств федерального бюджета. (Что при этом останется науке и школе, да и, собственно, гражданам, многие из которых вовсе не против того, чтобы их дети могли получить нормальное образование, - вопрос риторический.) И не случайно пакет законов, касающихся образования и науки, готовился вовсе не академиками или, на худой конец, кандидатами в недрах какого-то строго засекреченного НИИ. Его готовил Минфин. А в самой Госдуме в число ответственных за обсуждение поправок, которые вносят кардинальные изменения в социальную политику в целом и в образовательную политику и в политику государственной поддержки науки в частности, даже не включен комитет Думы по образованию и науке. В отличие, скажем, от комитета по безопасности. Тоже, наверное, не случайно...

Питерский научно-университетский мир узнал о проблеме совсем недавно. И, пожалуй, впервые заговорил об этом только на минувшей неделе. В среду, 16 июня, в Доме ученых состоялось очередное, шестое по счету алферовское чаепитие. Одно из тех, на которых дважды в год мэтры академий и университетов, собравшись за чашкой чая за огромным столом во главе с нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, обсуждают насущные проблемы научного мира. На этот раз собирались говорить на тему «Университет и Академия наук: подготовка кадров для новой России». А говорили в основном о поправках. О том, что основная сверхзадача нововведений - снятие финансовых гарантий федерального центра в области образования. О том, что в поправках просматриваются условия для приватизации государственных вузов. Даже о том, что старые вузы с богатыми традициями, как правило, находятся в исторических зданиях в центре города, которые для многих представляют живой интерес отнюдь не с точки зрения развития образования... И абсолютно все были едины во мнении: эти поправки представляют реальную угрозу для системы образования и науки. И им ни в коем случае нельзя давать дорогу в жизнь. Говорили это люди вполне авторитетные: академик и вице-президент РАН Жорес Алферов, еще один вице-президент РАН Валерий Козлов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, ректор Политехнического университета Михаил Федоров, ректор Электротехнического университета Дмитрий Пузанков, ректор Университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, ректор Университета технологии и дизайна и председатель совета ректоров Санкт-Петербурга Виктор Романов...

Решили, что нужно срочно писать обращение к президенту. В пятницу, собравшись уже специально для этого, составили текст письма. Адресаты - Владимир Путин, Михаил Фрадков, Сергей Миронов и Борис Грызлов. В письме говорится о том, что предлагаемые поправки во многом антиконституционны, что они без сомнения негативно повлияют на развитие образования и науки, и нужно организовать хотя бы компетентную научную экспертизу предлагаемых законопроектов, прежде чем рассматривать их в Госдуме. В начале этой недели письмо, подписанное совместно президиумом Санкт-Петербургского научного центра РАН и советом ректоров, должно уйти адресатам. Хотя будет ли от этого толк?.. Когда в среду в Доме ученых один из участников дискуссии воскликнул: «Я не допускаю, что президент не прислушается к голосу таких людей, как Алферов!», Жорес Иванович ответил на это коротко: «Зря не допускаете»...

Прямая речь

Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН, депутат Госдумы:


В новых поправках фактически исчезает право на бесплатное высшее образование. Многие поправки написаны безграмотно. И противоречат не только ранее принятым законам, но даже Конституции страны. Необходима серьезная экспертиза этих поправок специалистами Академии наук и высшей школы... Никто не против разумных перемен, но эти поправки опасны и губительны не только для образования и науки, но и для страны в целом. Ведь их реализация снизит интеллектуальный уровень страны.

Валерий Козлов, вице-президент РАН:

При обсуждении таких серьезных проблем нужно обращаться к профессионалам, выслушать их мнение. А у нас получается так, что, например, Российский союз ректоров узнает обо всем этом постфактум. Поправки предлагаются без всякого обсуждения, без какой-либо экспертизы со стороны академического и университетского сообщества.


Мнение

Александр Шишлов, директор образовательных программ Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия», экс-председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы:


- Ничего удивительного в том, что эта спецоперация проходит именно так и именно сейчас, нет. Летний период всегда удобен для решения непопулярных антисоциальных вопросов, поскольку в это время процесс привлекает гораздо меньше публичного внимания. Это уже не первый случай, когда законы принципиального характера рассматриваются в Госдуме в пожарном порядке. Вот только что так же рассматривался закон о референдуме. По-видимому, и этот пакет законов тоже не будет исключением. Расчет делается на то, что удастся огромным пакетом принять принципиальные изменения в законодательстве, которые, по сути дела, меняют сам характер федерального государства - ведь федеральный центр во многом снимает с себя ответственность за социальную политику. Ответственность перекладывается на органы власти субъектов федерации и местного самоуправления, но эта ответственность не подкрепляется финансированием. Создается впечатление, что этот акт был подготовлен бухгалтерами, исходя из единственной цели - экономии средств федерального бюджета. Никакие принципиальные стратегические вопросы развития страны, похоже, авторов законопроекта совершенно не волновали.

Предложенные меры представляют большую угрозу не только для высшего, но и для школьного и для дошкольного образования. Потому что окончательно происходит отказ федерального центра от гарантий по оплате труда работников образования - учителей. Федеральный центр сохраняет за собой ответственность только в отношении тех, кто работает в федеральных учреждениях, а школа - это муниципальное учреждение.

Исключаются нормы о государственных обязанностях по поддержке детей-инвалидов, особо одаренных детей, по установлению специальных нормативов финансирования тех учреждений, в которых учатся такие дети. Законопроект исключает и нормы действующего Закона об образовании, которые устанавливают федеральные гарантии по обеспечению дошкольного образования.

Уменьшается степень самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, в использовании заработанных ими средств. Это относится ко всем без исключения учреждениям, в том числе высшей школы. Ну а если смотреть правде в глаза, то нетрудно понять, что при сохранении нынешнего недостаточного уровня бюджетного финансирования и одновременной ликвидации возможностей использования образовательными учреждениями заработанных ими средств это приведет к очень тяжелым последствиям, к дальнейшему развалу системы.

Мне трудно представить, как можно такую политику совместить с ожиданиями построения в России конкурентоспособной экономики, ориентированной на высокие технологии.

По-моему, вывод из всего этого однозначен: образование перестает быть приоритетной сферой, а Россия отказывается даже называться социальным государством.

Николай Донсков

Оригинал статьи: Горе от ума (Новая газета - СПб)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее