А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Образование и наука

[20.09.2003 - Версты]
Школа на обочине

Педагогам и ученым опять достаются крохи от бюджетного "пирога", считает председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр ШИШЛОВ.

НЕКОТОРЫЕ аналитики сравнивают образование с медициной. Платное образование, как и частная медицина, больше заботится о качестве своей работы, чем государственные структуры. В районных клиниках на одного врача - 100 больных, в частных же, напротив, на одного больного 10 врачей. Так и в муниципальных средних школах на одного учителя 40 гавриков, а в пансионах на каждого ученика - три педагога... Соответственно разнится качество знаний учащихся.

Другая проблема - педагогические кадры. Учителя всеми правдами и неправдами пытаются устроиться в платные заведения, ибо работать в школе, получая 500 рублей в месяц, невозможно. Поэтому так часто можно встретить продавцов на рынке с дипломами педагога. Вот и держится отечественное образование на энтузиастах пенсионного возраста, верных своему педагогическому долгу.

Сегодня только ленивый не говорит, что надо повышать зарплату учителям. Но насколько реально слова воплощаются в дело?

Анализируя бюджет 2004 года, можно сказать, что, несмотря на некоторые положительные решения (увеличение расходов на выплату стипендий на 43% по сравнению с прошлым годом, предоставление адресной социальной помощи студентам, поддержку материально-технической базы вузов), его нельзя назвать бюджетом развития образования и науки. Дело в том, что определенный рост общих расходов на эту сферу проблемы не решает. Не развиваются, в частности, конкурсные формы финансирования научной деятельности. Правительство предполагает постоянно уменьшать количество организаций, которые занимаются исследованиями и разработками, и закладывает эту концепцию в проект бюджета.

Не радует и то, что общий объем расходов на заработную плату увеличивается примерно на 23% по сравнению с 2003 годом: мы остаемся скептиками, потому что умеем считать деньги и зрим, как говорится, в корень этих радужных, на первый взгляд, цифр. В новом бюджете даже не ставится задача дальнейшего увеличения уровня оплаты труда бюджетников - ни в форме индексации, ни в форме перехода к отраслевым системам оплаты труда. По существу, предусмотренное повышение является лишь частичной компенсацией роста прожиточного минимума, и к концу будущего года зарплата педагогов таким образом в реальном выражении не повысится, а снизится на 20% относительно 2001 года.

В экономической структуре расходов по разделу "Образование" доля расходов на приобретение оборудования уменьшилась с 3,8 до 3,4%, на капитальный ремонт -с 6,3 до 6%, расходы на питание сократились на 3,4%, коммунальные платежи - на 2,9%. Резко уменьшены ассигнования на строительство объектов образования. Вызывает возражение и статья, которая устанавливает порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности. Теперь государственные научные центры этого сделать не смогут, что ограничивает развитие и укрепление их материально-технической базы. Другая статья проекта также огорчает педагогов, так как предусматривает изъятие остатков средств, не использованных образовательными учреждениями в 2003 году. Это противоречит Закону "Об образовании", на основании которого неиспользованные средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем его финансирования на следующий год.

Наш комитет считает недопустимым продолжение такой государственной политики, которая ведет к деградации системы образования и снижению интенсивности научных исследований. Нехватка квалифицированных кадров бумерангом ударит по национальным интересам в будущем, поставит под сомнение реализацию планов удвоения ВВП к 2010 году. Мы считаем, что многие проблемы могут быть решены за счет уменьшения профицита. Более того, следует преобразовать документ из бюджета "хронического недофинансирования образования" в бюджет его развития. Для этого необходимы дополнительные ассигнования на увеличение заработной платы работникам образования и науки в полтора раза с октября 2004 года, а также на приоритетные федеральные целевые программы, среди которых: "Развитие единой образовательной информационной среды", "Жилье для молодых семей учителей" и т.д. Для чего достаточно лишь уменьшить профицит бюджета на 50 млрд рублей с тем, чтобы затем распределить эти средства по разделам бюджета, направленным на финансирование различных нужд образования в размере 25 млрд рублей, и для повышения зарплаты работникам отрасли на региональном уровне - еще 25 млрд рублей.

Я предложил пригласить министра финансов Алексея Кудрина на правительственный час в Госдуму, чтобы непосредственно с ним обговорить наши предложения... Но депутаты, к сожалению, не поддержали эту инициативу.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее