А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Нормативное финансирование // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Нормативное финансирование

[01.04.2003 - Учительская газета]
Государство меняет модель финансирования

Государство снова берет на себя ответственность за финансирование школ, за то, что записано в Конституции и в Законе "Об образовании", заявил Александр Шишлов, председатель Комитета Думы по образованию и науке, после утверждения Думой в первом чтении так называемого президентского законопроекта о финансировании школ. Причем президентская инициатива, по мнению специалистов, - на 90% гарантия того, что он будет принят.

Этот документ вносит изменения и дополнения в действующие законы о финансировании общеобразовательных учреждений. В нем разделяется ответственность между уровнями власти за обеспечение государственных гарантий на получение бесплатного общего образования. Также уточняется порядок финансирования государственных и муниципальных школ.

Без президентского закона возможны задержки зарплаты, остаточный принцип финансирования и огромный разрыв в подушевом финансировании между регионами и даже в пределах одного города, считает Александр Шишлов. Теперь в законопроекте записано, что федеральные органы власти обеспечивают реализацию прав граждан на образование. И еще ответственность за финансирование не просто передается субъектам Федерации, а указан и механизм финансирования - по нормативам.

На 2003 год минимальные расходы на обучение одного ученика в городе предлагается установить в 4900 рублей, в крупном селе - 5800, в других селах - 8800 рублей. В этих суммах затраты на зарплату учителей и компенсация за литературу составляют 70%. Кроме того, из этих средств приобретаются учебные пособия и расходные материалы. А муниципалитеты получают субвенции исходя из численности учащихся, потратить эти деньги они смогут только на сферу образования - предусмотрен контроль со стороны казначейства. За органами местного самоуправления остается ответственность за капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, коммунальные расходы школ.

Это создает основу для совершенно иной модели финансирования образования, чем та, что мы имеем сегодня, подчеркнул председатель Комитета по образованию и науке. Появилась возможность уходить от принципа финансирования от достигнутого.

Но новым документом можно добиться и большего. Ко второму чтению законопроекта предполагается "привязать" финансирование не к образовательным программам, как записано сегодня, а к образовательному стандарту. Также будет предложено "поднять уровень" гарантий: чтобы школы финансировались не за счет региональных бюджетов, а за счет федерального. Предлагается обсудить введение не только региональных нормативов финансирования, на которые ссылается законопроект президента, но и федеральных.

Мы также хотим предусмотреть выделение на школы субсидий или субвенций из федерального бюджета, сообщил Александр Шишлов. Здесь возможны два варианта: частичное покрытие расходов на школу в виде субсидий для бедных регионов или более радикальный вариант, когда минимальный уровень финансирования будет гарантирован федеральным бюджетом и все субъекты Федерации получат субвенции. Но это, естественно, потребует перераспределения доходных полномочий.

Наши законы до сих пор не учитывали того, что существуют муниципальные образования двух типов, добавил первый заместитель министра образования Виктор Болотов. Так, в деревушке на 500 человек учредителем начальной школы выступал сельсовет и соответственно ее финансировал. Сейчас новый документ "вытаскивает" школу из муниципальных образований, созданных по поселенческому принципу, - у нее появляется более серьезный учредитель, и ему государство будет помогать через субсидии.

Кстати, президентский законопроект принят в первом чтении почти одновременно с так называемым пакетом Козака, в котором содержатся новая редакция закона о местном самоуправлении и существенные поправки в Закон об общих принципах организации государственной власти на уровне субъектов Федерации. В них устанавливается более четкий порядок передачи государственных полномочий муниципалитетам, что соответствует тому, что предложено в президентском законопроекте.

Пакет Козака начнет действовать в 2005 году, и к этому времени возможно перевести базовое финансирование школы на федеральный уровень, считает Александр Шишлов. До июня президентский законопроект должен быть принят Думой, чтобы его положения были учтены в бюджете 2004 года.

Ирина ДЕМИНА

Оригинал статьи: Государство меняет модель финансирования (Учительская газета)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее