Шишлов Александр Владимирович. Единый Государственный Экзамен :: Школа и общество. Есть ли точки соприкосновения? :: Версия для печати. Официальный сайт

Адрес сервера: http://www.shishlov.ru/index.phtml
Адрес страницы: http://www.shishlov.ru/education/exam/index.phtml?id=478


[07.06.2004 - Радио "Маяк"]

Школа и общество. Есть ли точки соприкосновения?

СЕЛЕЦКИЙ: Нововведение предполагает участие родителей, старшеклассников, выпускников и спонсоров в управлении учебным заведением и его развитии. В Министерстве образования говорят, что такое явление, как управляющие советы, уже давно стало нормой во всех развитых странах мира, тогда как в России оно зачастую воспринимается как экзотика. По словам автора законопроекта, экс-председателя Комитета Госдумы по образованию Александра Шишлова, главная задача управляющих советов - привлечь учеников и родителей к управлению школой.

ШИШЛОВ: Главная цель этого закона - содействовать тому, чтобы отношения между школой и обществом изменялись. Ведь сегодня во многом школа и общество отчуждены друг от друга. Родители не имеют возможности влиять на то, что происходит в школе. И я надеюсь, что если вот эта система заработает, то изменится отношение и общества, и власти к школе, изменится и положение учителя, и ситуация с самой школой в России.

СЕЛЕЦКИЙ: Советы будут решать практически все задачи, относящиеся к управлению школой.

ШИШЛОВ: Речь идет даже не столько о контроле, сколько о том, чтобы дать возможность родителям, другим участникам образовательного процесса участвовать в управлении школой, решать вопросы, которые относятся к повседневной школьной жизни, начиная от самых простых, - например, нужно ли вводить школьную форму, нужно ли менять время начала (окончания) занятий, - и заканчивая более сложными, такими как выбор профилизации в старших классах, участие в подготовке устава школы.

СЕЛЕЦКИЙ: Разумеется, УСы будут участвовать и в рассмотрении внутришкольных конфликтов: жалоб родителей на действия школьной администрации или учителей, а в некоторых случаях смогут сказать свое слово при исключении учащихся или расторжении договора школы с учителем. По замыслу авторов, советы также смогут контролировать расходование бюджетных и внебюджетных средств.

ШИШЛОВ: Согласитесь, что ситуация, которая существует сегодня, когда с родителей просят денег, просто предлагают собрать деньги на те или иные нужды школьные, и та ситуация, когда родители не просто будут вынуждены сдавать какие-то деньги, но и будут участвовать в контроле за их использованием, - это принципиально разные ситуации. И я думаю, что и внебюджетных денег в таком случае школа получит тоже больше.

СЕЛЕЦКИЙ: В Департаменте образования Москвы поддерживают идею школьного самоуправления. Однако, по их мнению, все возложенные на управляющие советы задачи уже решают школьные и попечительские советы. Эти опасения разделяют и директора некоторых московских школ. В то же время возможность советов контролировать распределение бюджетных средств их заинтересовала.

Чтобы опробовать на практике деятельность управляющих советов, предполагается провести эксперимент. В нем примут участие школы семи регионов России - Московской, Ярославской, Тамбовской, Самарской областей, республик Карелии и Чувашии и Красноярского края. Некоторые школы уже по собственной инициативе такой эксперимент проводят. Одна из них - московский образовательный центр N 293. Его директор Андрей Гробовский считает, что новый закон в любом случае создаст законодательную базу для деятельности школьных советов, независимо от того, как они будут называться.

ГРОБОВСКИЙ: Это очень действенный совет, поскольку он не только утверждает смету и расход средств, но и затем принимает отчет. На сегодняшний день существует положение о нашем совете центра образования. Это локальный акт. Собственно говоря, он разработан нашим учреждением вместе с родительским комитетом. Если будет такой же государственный документ, то это еще упрощает нашу работу, поскольку мы будем смело говорить, что не мы его конкретно разработали, а это закон.

СЕЛЕЦКИЙ: Документ в ближайшее время будет внесен в нижнюю палату. Если думцы примут закон, то к 2007 году управляющие советы введут во всех школах страны. По всей видимости, они возьмут на себя функции школьных и попечительских советов, тогда последние придется упразднить.

Оригинал статьи: Школа и общество. Есть ли точки соприкосновения?
http://www.radiomayak.ru/last_news/04/06/07/30103.html

Ссылки по теме:

ТЕМЫ:

  • Управляющие советы
    http://www.shishlov.ru/themes/index.phtml?id=25
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 25.05.2004 - Александр Шишлов в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы"
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=477
  • 12.05.2004 - Советы на будущее
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=475
  • 16.04.2004 - Власть в школах перейдет к советам
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=474
  • 06.12.2003 - Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации«Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)»
    http://www.shishlov.ru/laws/projects/index.phtml?id=451
  • 06.12.2003 - Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
    http://www.shishlov.ru/laws/projects/index.phtml?id=452
  • 05.12.2003 - Образование и ресурсы – под контроль
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=456
  • 05.12.2003 - В Госдуму внесен закон об управляющих советах в школах
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=455
  • 05.12.2003 - «Яблоко» предлагает создать школьные парламенты
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=457
  • 05.12.2003 - "ЯБЛОКО" внесло закон для родителей
    http://www.shishlov.ru/education/index.phtml?id=450