А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Единый Государственный Экзамен // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Единый Государственный Экзамен

[20.06.2003 - Кубанские новости]
Александр ШИШЛОВ отвечает на вопросы «ПРЯМОЙ ЛИНИИ» в газете «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ»

На днях гостем редакции был депутат Государственной Думы (фракция «Яблоко»), председатель комитета по образованию, науке ГД, член правительственных комиссий по образованию, науке и научно-инновационной политике, кандидат физико-математических наук Александр Владимирович ШИШЛОВ. К встрече с ним готовились не только журналисты «КН», но и читатели газеты. Два дня, указанные в анонсе «Прямой линии», телефон разрывался, что само по себе говорило о том, что образование — очень больная, острая тема, что вопросов в этой сфере сегодня больше, чем ответов. Наш гость отвечал на них искренне, обстоятельно, не спешил с обещаниями, когда речь шла о сложных проблемах и ситуациях, заверял, что разберется, вникнет и ответит персонально.

Итак, на вопросы наших читателей отвечает председатель комитета по образованию и науке ГД А. В. ШИШЛОВ.

А. А. ХАГУРОВ, профессор КГАУ:
— Как вы оцениваете качество среднего и высшего профессионального образования в нашей стране? Оно стало лучше, хуже или не изменилось?

— Качество российского и советского образования известно. У него всегда была высокая репутация. Для большинства вузов это так и остается, наши специалисты востребованы. Грустным подтверждением этого служит отток наших ученых, инженеров на Запад. Они находят там работу. Но это уже вопрос отношения государства к высококвалифицированным кадрам, в том числе в сфере зарплаты. Но, с другой стороны, требования к контролю качества должны быть ужесточены. У нас произошел бум, в последние годы появилось огромное количество новых вузов. И далеко не все выданные дипломы соответствуют стандартам. Бороться с этим должны прежде всего образовательные учреждения. Мы же со своей стороны должны создать законодательную основу, которая сделала бы невозможной деятельность МММ от образования.

— Единый социальный налог лишил учителей, преподавателей права на санаторное лечение. Это при таких-то крохотных зарплатах. Что вы посоветуете неимущим учителям и как объясните то, что Дума приняла Закон о едином социальном налоге, несмотря на протесты бюджетников, профсоюзов?

— Известно, что зарплата идет сегодня в конверте. Не выгодно ее показывать — социальный налог большой. Нужна другая система. Скажем, человек получает 1 МРОТ — налог один, а чем выше зарплата, тем ниже в процентном отношении налог. Нужна регрессивная шкала. Она и сегодня регрессивная, но довольно плавная. А если сделать запретительно высокий налог на маленькую зарплату, которая ниже прожиточного минимума, тогда будет стимул вытащить из тени высокую зарплату и поступления в казну будут увеличиваться, и люди станут получать нормальную зарплату. Что касается проблем с санаториями, профилакториями, так депутаты фракции «Яблоко» предупреждали о том, что итог будет печальным... В прошлом году, когда бюджет принимался, наш комитет вносил поправку о выделении специальных средств на компенсацию расходов на санитарно-курортное лечение. Но она не была принята. Все результаты голосования по образовательным проблемам одинаковы: если правительство против, значит, и центристы против. Так что проблемы остаются. Мы внесем предложение еще раз, когда будет обсуждаться бюджет на следующий год. Особенно для студентов это актуально, они должны иметь возможность поправлять свое здоровье.

Е. ТХОРИК, кандидат филологических наук:
— Вырабатываются новые вузовские стандарты, сокращаются чуть ли не вдвое аудиторные занятия. К чему это может привести?

— Нет, вдвое они не уменьшатся. Это ложная тревога. Речь идет о том, чтобы разнообразить учебный процесс, не обязательно все должно быть в форме лекций. Я сторонник того, чтобы у вуза было больше свободы и больше ответственности за свой диплом. Но он должен сам решать, какие нормы преподавания избирать. Дистанционное обучение — это не лекции, но оно очень эффективно. Если студент работает в таком интерактивном режиме с хорошим преподавателем, такая форма более продуктивна слабой лекции профессора образование.

И. ХОДЫРЕВА, Туапсинский район:
— Кто отвечает за качество знаний? Известно, что аттестация, аккредитация превращаются в фикции. Комиссия отдохнет на побережье, справки подмахнет, и работа сделана. Реальное положение дел скрывается.

— Спрос на оборудование деформирован: тогда нужно просто отсрочку получить от армии. Этим пользуются многие вузы, они торгуют дипломами. Мы разработали поправки к закону, которые позволят создать государственно-общественную систему качества оценки знаний. То есть такую систему, которая бы опиралась не только на специалистов Минобразования, но и на экспертный совет, состоящий из специалистов профессионального сообщества. Это самый эффективный способ повышения уровня подготовки. Надо дать возможность профессионалам оценивать качество знаний. За взятку в этом случае ничего не решишь.

— Кто отвечает за безопасность детей в школе? В краснодарской СОШ № 28 ученик получил травму по вине одноклассника. Чтобы спасти глаз, нужна операция. У мальчика одна мама, денег у нее нет. Виновник перешел в другую школу. Вас не беспокоит то, что молодое поколение растет циничным, жестоким, оно боготворит только силу? И кто поможет мальчику? Может, «Яблоко» проявит гуманность и великодушие или попросит глазной центр сделать операцию бесплатно.

— Такие вопросы всегда очень трудные. Всем помочь невозможно. Партия не имеет такого бюджета. Если в школе произошла безобразная ситуация, в которой не разобрались педагоги, это скверно. Я буду встречаться с руководителями департамента образования и попрошу, чтобы проверили школу, разобрались в обстановке. Если там возможны такие инциденты, значит, что-то не в порядке. Теперь об операции. Не думаю, что на Кубани это неразрешимая задача. Но в первую очередь должны ее оплатить виновные.

А. Я. ШУРЫГИН, профессор КубГУ:
— Я разработал препарат «Бализ», который применялся при лечении раненых в Афганистане. Мне бы хотелось, чтобы препарат широко использовался в военных госпиталях. Он не дорог, очень эффективен. Снимает стрессы, лечит язвы желудка, раны, ожоги. Космонавты до сих пор покупают у меня «Бализ», свечи, а военные госпитали закупают более дорогостоящие импортные препараты.

— Давайте так сделаем. Вы мне дайте характеристики свойств лекарства. Я сделаю запрос. Если препарат действительно эффективен, недорог, почему же его не применять? И бюджет на этом сэкономим, и больные получат облегчение. Конечно же, я подключусь.

— Я вам подарю свою монографию.

— Я не обещаю, что смогу ее быстро прочесть. А вот брошюрку изучу.

— Ю. В. ОЛЕЙНИКОВ, преподаватель:
— Как поднять воспитательную функцию социально-гуманитарных наук? Духовный мир молодежи очень беден.

— О государственной политике надо вести речь. Неудовлетворенность духовным, нравственным уровнем проистекает из того, что мы видим, как государство относится к своему народу. Я занимаюсь образованием и всякий раз убеждаюсь: на словах оно — приоритетная область. На самом деле все обстоит иначе. Как можно говорить о воспитательном компоненте, если учитель живет в нищете, если профессор едва сводит концы с концами? Такое отношение государства на воспитание людей оказывает гораздо большее влияние... Никакие спецкурсы не помогут, если мы не увидим, что культура, знания востребованы, что роль учителя по достоинству оценена. Конечно, это не исключает необходимости совершенствования воспитания. Начиная со школьной программы, я убежден, надо вводить основы права, экономики.

Б. С. СОЛОДКИЙ, профессор КубГУ:
— Мой аспирант защитил кандидатскую диссертацию. Его зарплата теперь 1200 рублей. Я с болью смотрю на него. Он обречен на материальную и творческую нищету. На эти деньги не то что поехать куда-то, но и книги покупать невозможно. Между тем чиновники даже очень среднего звена получают как минимум в 15 — 20 раз больше с благословения депутатов ГД. Вас не мучает совесть?

— Зарплата должностных лиц должна быть привязана к средней зарплате в стране. Мы еще в прошлый созыв предлагали механизм, который бы изменил нынешнюю систему оплаты чиновникам, министрам. Она должна зависеть от средней зарплаты. Это было бы справедливо. Если власть может обеспечить такие экономические условия, которые позволят гражданам хорошо зарабатывать, тогда и зарплата должна увеличиваться. А если она не растет — нет оснований увеличивать ее и чиновникам. Этот коэффициент может быть большим, но давайте его зафиксируем. Но, к сожалению, этот закон не рассматривался, его замотали. И шансов на то, что его поддержат, маловато.

А что касается зарплаты молодых ученых, так я эту боль разделяю. Если у нас сохранится такая ситуация, утечку мозгов остановить не удастся. Комитет по образованию ГД поддерживает программы адресной поддержки молодых ученых. Иначе мы не сможем обеспечить экономику знаний, достойное место России в ХХI веке.

К сожалению, нынешнее правительство держит науку в униженном положении. В проекте бюджета на 2004 год правительство даже не закладывает средств на дальнейшее повышение зарплаты после индексации, предусмотренной в октябре. И для меня это свидетельство того, что нынешний курс — курс социальной безответственности. Перечень претензий к правительству России достиг таких размеров, что пора ставить вопрос ребром. Оно не может обеспечить безопасность граждан, развитие образования, оно идет в услужение монополиям, перекладывая решение важнейших проблем на граждан. Такое правительство опасно для будущего, оно ведет нас в тупик.

С. ИВАНОВ, предприниматель:
— Что делать такому количеству молодых специалистов в виртуальной экономике, какой и является российская экономика?

— Здесь две стороны. С одной стороны, образование не бывает лишним. С другой, количество тех, кто получает высшее образование, в том числе и на бюджетной основе, свидетельствует о неблагополучии в системе образования. Распределение бюджетных мест по специальностям нуждается в совершенствовании. По уму нужно расходовать государственные средства. Госзаказ должен отвечать потребностям общества. Мы работаем над тем, чтобы ввести систему государственных субсидий.

Г. Н. ОЩЕНКОВА, Мостовский район:
— Нашей церковно-приходской школе «Фавор» не выделяют денег даже на детские завтраки. Летний лагерь тоже не финансируется. Почему так? Нас проверили, сказали, что все хорошо, продлили лицензию, а в финансировании отказали.

— Почему? Что говорят? Вы по закону имеете на это право.

— Говорят, что мы негосударственное учреждение.

— Я выражаю вам солидарность, ваши дети такие же, как все, они должны получать такой же объем финансирования. У меня просьба: напишите мне подробно в комитет о сложившейся ситуации.

К сожалению, это не единственный случай, скорее правило, чем исключение. У нас такое отношение к негосударственным учебным заведениям процветает. И это надо исправлять. Желаю вам не вешать носа. В конце концов, есть судебная процедура.

О. В. КЛИМОВЕЦ, проректор Академии маркетинга и социально-информационных технологий:
— Льготы на проезд в городском транспорте распространяются только на студентов-бюджетников. Разве это справедливо?

— Государственный бюджет формируется не сам по себе, а за счет наших налогов. И он должен распределяться справедливо. А вот льготы на проезд — это решение местной администрации. Если вуз аккредитован — все права студентов такие же, как у обучающихся в госвузах, кроме госстипендий.

— Александр Владимирович, большое вам спасибо за внимание к негосударственным вузам. А вопрос мой таков: когда прекратится дискриминация негосударственных учебных заведений? Что имеется в виду. Госзаказ на подготовку специалистов почему-то распределяется между государственными вузами. Если мы работаем по утвержденным образовательным стандартам, наши выпускники востребованы, мы аккредитованы, то почему мы не имеем права на участие в этом заказе?

— Моя личная позиция — вы имеете право. Оно вытекает из законодательства, не допускающего никакой дискриминации. Если вуз работает эффективно, ее не может быть. Почему так происходит — это другой вопрос. Это называется конкуренция, кто сильнее — тот и выигрывает эту борьбу. Моя задача в том, чтобы те ресурсы, которые государство выделяет (они не с неба падают, это налоги, которые мы платим), использовались максимально эффективно в интересах граждан. Я думаю, что шаг за шагом такой дискриминационный подход отойдет в прошлое и все вузы будут в равных условиях. Главный вопрос — качество образования. Претензии по этой части могут быть адресованы огромному числу госвузов, а особенно их филиалам. Надо создать такую систему оценки качества знаний, которой можно было бы доверять. Нынешняя не справляется с этой задачей, мирится с тем, что у нас очень много вузов, потребляющих бюджетные средства, готовит посредственных специалистов. Прежде всего это относится к филиалам. Почему это происходит — понятно. Есть спрос на высшее образование.

Н. СОСНОВСКАЯ, Кореновский район:
— Россия дожила до страшного позора. Горят школы, погибают дети. Так к чему же мы придем?

— Если сохранится тенденция остаточного принципа финансирования отрасли, мы придем к деградации системы. Проблема стоит очень остро. За 10 лет финансирование сократилось вдвое. Дальше больше. Рост, который начался в последние 2-3 года, недостаточен. Нужен другой подход. И если мы хотим верить в будущее, надо увеличить зарплату учителям и преподавателям. А второе направление — привлечение внебюджетных средств и налоговых льгот. К сожалению, в прошлом году образование их лишилось. В результате вузы потеряли в среднем в год 3,5 миллиарда рублей, которые шли на развитие образования, закупку оборудования. Я вносил в Налоговый кодекс поправку: средства, которые тратятся на закупку оборудования, освобождаются от налогов.

Но Минфин против льгот, его позиция такова: рынок есть рынок. И когда было голосование за поправку, четверка проправительственных фракций взяла под козырек и провалила ее. «За» проголосовали «Яблоко», КПРФ, аграрии и СПС. А центристы голосуют, как скажут в центре. Я еще приведу пример. В наших школах работают 19 тысяч мужчин в возрасте до 30 лет. Это на миллион учителей. Что делать? Предоставить выпускникам вузов, желающим работать в школе, отсрочку от армии на 3-4 года. Разумеется, она не прошла.

Л. ЛЫСЕНКО, мать двоих детей:
— Как вы относитесь к ЕГЭ и ГИФО (государственным индивидуальным финансовым обязательствам)?

— Я редко встречаю родителей, которые удовлетворены нынешней системой поступления в вузы. Значит, надо что-то менять. Другое дело — как. Цена золотой медали разная, ей не всегда надо доверять.

ЕГЭ помогает решить только часть проблем. Ребенок избавляется от нервотрепки, его знания оцениваются объективно. Однако в вопросах бывают ошибки, некорректные формулировки. Кроме того, есть творческие специальности, по которым тестирование не проведешь.

Одаренные в одной области дети далеко не всегда демонстрируют глубокие знания по другим предметам. Словом, есть вопросы. Но это перспективная система. ГИФО — эксперимент в начальной стадии. Он проходил в шести регионах. Нынешняя система только платного или бесплатного образования несовершенна. Нужно создавать систему кредитования, возвратных субсидий, грантов.

Программа А. В. Шишлова была максимально загружена. И тем не менее он задержался в редакции дольше, попросив лишь звонивших быть лаконичнее. Как жаль, что в нашей Госдуме такие депутаты в меньшинстве.

Т. Василевская

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее