А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Болонский процесс // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Болонский процесс

[14.11.2003 - Поиск]
От Берлина до Бергена

Болонский экспресс набирает ход

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялся II Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции".

Влиять изнутри

Поистине место встречи изменить нельзя! Еще и года не прошло с тех пор, как здесь, в историческом здании Двенадцати коллегий, состоялся первый семинар такого ранга, с участием экспертов Совета Европы, ЮНЕСКО, представителей органов власти РФ, ректоров и проректоров российских вузов, на котором обсуждались предпосылки для вхождения нашей системы высшего профессионального образования в Болонский процесс. Мнения тогда разделились. Часть ректоров призывала "поспешать, не торопясь", выжидая, присматриваясь, оберегая богатые традиции и своеобразие национальной высшей школы от растворения в едином образовательном пространстве континента. Другая (ради объективности отметим, большая часть) - ратовала за скорейшую интеграцию, чтобы не остаться в изоляции, а иметь возможность "влиять на процесс изнутри". Тон явно задавали хозяева во главе с ректором Санкт-Петербургского университета профессором Людмилой Вербицкой.

Сегодня, когда желанная цель достигнута, Людмила Алексеевна подчеркивает: главное - "врастая в Европу", сохранить все лучшее, что есть в российской системе высшего образования. В качестве примера она привела ситуацию с принятыми в России степенями кандидата и доктора наук. Наш кандидат наук по сути является третьей (после бакалавра и магистра) ступенькой образовательного цикла и соответствует западноевропейской PhD. Недаром еще в начале нынешнего года министры образования России и Франции подписали соглашение о равноценности российского кандидата наук и французского доктора. А вот о нашей докторской степени западные коллеги, кроме немецких, имеют смутное представление. Между тем настоящие докторские исследования - это открытия новых научных направлений. Кроме того, в российских вузах профессорско-преподавательские должности непосредственно связаны с ученой степенью работника.

Известно, что проблемы гармонизации третьего образовательного цикла и создания общеевропейского пространства научных исследований будут рассмотрены уже на следующей встрече министров образования - в норвежском Бергене в 2005 году. И российские представители при ее подготовке (вот оно, преимущество вхождения в Болонский процесс!) смогут донести свою позицию.

В числе горячих приверженцев присоединения России к Болонскому процессу был и председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Александр Шишлов. Во многом его стараниями удалось сформировать единое мнение на этот счет и в депутатском корпусе, что выразилось в соответствующем постановлении Госдумы. Выступая на семинаре, Шишлов обещал максимально возможную законодательную поддержку болонских критериев, например, в таких сферах, как повышение роли студентов в управлении вузом, введение Приложения к диплому о высшем образовании европейского образца. При этом он отметил, что базовые позиции, предусмотренные Болонским процессом, скажем, двухуровневая система обучения, в российском законодательстве уже закреплены.

Стремиться к гармонии

Новое качество отношений России с европейскими партнерами легко было проследить по ходу семинара. Российский министр образования Владимир Филиппов, представивший на обсуждение "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ", нередко обращался к представителям Совета Европы - комментируя, предлагая, спрашивая совета. Те охотно вступали в диалог. Так, руководитель Департамента по делам образования, культуры и культурного наследия, молодежи и спорта СЕ Бендик Ругаас, выделяя роль студенческого самоуправления (кстати, встреча в Бергене пройдет с участием студенческих лидеров!), отметил, что по ряду направлений добиться гармонизации можно будет еще до 2010 года.

И все-таки лейтмотивом речи министра была мысль о том, что вступление в Болонский процесс - не дань некоей евромоде, а наша внутренняя потребность, обусловленная запросами рынка и тенденциями развития российской высшей школы. Он обрисовал пять задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования страны

К решению первой задачи - созданию многоуровневой системы высшего образования - мы приступили еще в 1992 году. Но реального вхождения в высшую школу нового, с прицелом на Европу, поколения государственных образовательных стандартов можно ожидать не раньше 2006-2007 годов.

А вот решение задачи N2 - изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) - придется начинать почти с нуля. Учет "количества образования" у нас толком не налажен. Одни вузы учат на инженера пять лет, другие - пять с половиной, одни и те же программы разнятся по числу часов... Переход на новую систему повлечет за собой перемены в организации учебного процесса, возрастет роль дистанционного обучения. Поэтому предстоит существенно расширить объем информации о системе зачетных единиц, чтобы вузы сами смогли ее опробовать. В то же время надо согласовывать ее с зарубежными экспертами, чтобы не изобрести что-то несовместимое с европейским стандартом.

Задача N3 - введение Приложения к диплому (Diploma Supplement) - вытекает из предыдущей. Такое приложение с перечнем дисциплин у нас давно существует, но теперь их надо измерить в европейских единицах трудоемкости. Если стандарты высшего образования, построенные на системе зачетных единиц, будут введены в 2006 году, то первые выпускники, соответствующие этим стандартам, появятся, в лучшем случае, в 2010 году. Поэтому надо продумать и другие механизмы, чтобы выпускники хотя бы 2008-2009 годов получали европейские приложения к диплому.

Задача N4 - создание сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в государствах - участниках Болонской декларации - поставлена уже Лиссабонской конвенцией 2001 года, которую Россия подписала и ратифицировала. Главное препятствие - дефицит специалистов по вопросам признания иностранных документов об образовании. И все же это одно из направлений, где гармонизация может быть достигнута раньше 2010 года. Заключить соглашения между российскими и зарубежными вузами для получения двойных дипломов по всем 29 группам специальностей планируется в 2004/2005 учебном году.

Задача N5 - разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования. Предстоит создать признанную другими странами государственно-общественную систему аттестации и контроля качества с центрами в регионах (в том числе в вузах), независимыми от органов управления образованием. Таков один из критериев Болонского процесса. А независимость этих центров может быть обеспечена участием в их работе самих студентов, представителей предприятий-заказчиков, профессионального и академического сообществ... По словам докладчика, премьер Михаил Касьянов настолько проникся важностью проблемы, что, невзирая на административную реформу и повсеместное сокращение штатов, выделил Министерству образования РФ 95 штатных единиц именно под создание такой службы.

Что касается гармонизации третьего цикла высшего образования, министр выразил готовность сделать все, чтобы в конце концов приравнять нашего кандидата наук к "их" доктору: ввести недостающие дисциплины, курсы, выделить на них часы. Возможен даже переход на 4-летнюю аспирантуру: - ректоры сами ставят перед Филипповым этот вопрос, да и по материалам ВАК он знает, что за три года трудно подготовить качественную диссертацию. А если кому-то не нравится в течение четырех лет быть аспирантом, то лучше сократить прием в аспирантуру, куда нередко прячутся от армии, но сделать ее полноценной.

Формулировать сомнения

Мысль о том, что болонские идеи не застали нас врасплох, звучала и на предварявшем семинар заседании Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа. Ректор Санкт-Петербургского электротехнического университета ("ЛЭТИ") профессор Дмитрий Пузанков рассказал о выполняемой работе по анализу и развитию двухступенчатой системы высшего образования в области техники и технологий, которую заказало Минобразования РФ.

Необходимость двухуровневой системы в ЛЭТИ ощутили на собственном опыте. Довольно большой процент отчислений на старших курсах служил подтверждением того, что определенную категорию ребят надо выпускать после четырех лет. С другой стороны, стратегические партнеры вуза настаивали на углубленной магистерской подготовке специалистов, выходящих на рынок труда. Система управления качеством, поддержка мобильности студентов, преподавателей, исследователей, предполагающая умение сосчитать и засчитать полученные ими знания, тоже входили в число приоритетов ЛЭТИ.

Разница лишь в том, что теперь модели государственных стандартов двухступенчатой подготовки специалистов выполняются с прицелом на европейское образовательное пространство. Вместе с МГТУ им. Н.Э.Баумана до конца текущего года ЛЭТИ разработает 19 пар образовательных стандартов "бакалавр и магистр по специальности", включая "расчасовку". На будущий год нужно проделать аналогичную работу еще по 60 с лишним направлениям и тоже, как сказал Пузанков, "держать Болонский процесс в голове".

Вместе с тем выступавший во второй день семинара заместитель министра образования РФ Леонид Гребнев объяснил западным коллегам, почему "мы не намерены принимать административных решений по отмене интегрированной подготовки по многим специальностям" (то есть по отмене выпуска инженеров). Понятно: чтобы двухступенчатая схема органично заменила одноступенчатую в основных отраслях экономики, нужно время. В классических университетах, по Гребневу, можно оставить те схемы, которые они считают для себя приемлемыми. Так, в МГУ есть и двухступенчатая подготовка, например, экономистов, и одноступенчатая со сроком почти шесть лет - физиков. А в МФТИ - кузнице кадров РАН и зарубежных элитных вузов - всегда была фактически двухступенчатая подготовка.

Разумеется, степень готовности ведущих университетов России к вступлению в Болонский процесс различна. На семинаре это можно было заметить даже "навскидку", наблюдая за реакцией зала на те или иные предложения, звучавшие с трибуны. Конечно, обозначенный объем кропотливой, подчас сугубо технической работы - не слишком вдохновляющий фактор. С другой стороны, как ею заниматься, если сомневаешься в правильности конечной цели, самого вектора развития нашей высшей школы? И в связи с этим очень точным показалось замечание Александра Шишлова: сомнения возможны, но надо их внятно формулировать и выносить на обсуждение.

Да, декларацию подписал министр, но она предполагает сотрудничество на уровне ректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, профессоров и студентов. Болонский процесс приведет к успеху, если в него будет вовлечено все вузовское сообщество. Лишь тогда российское образование, сохранив свои фундаментальные черты, станет эффективным и конкурентоспособным в современном мире.

Аркадий Соснов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее