А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003) // Документы комитета // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Документы Комитета Госдумы по образованию и науке

[20.11.2003]
Решение Комитета ГД по образованию и науке "О проекте федерального базисного учебного плана"

Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации

Государственная Дума

Комитет Государственной Думы по образованию и науке

19 ноября 2003 г.

Протокол №96-1

Р Е Ш Е Н И Е

"О проекте федерального базисного учебного плана"

Заслушав и обсудив информацию Министерства образования Российской Федерации, выступления участников заседания Комитета по данному вопросу, Комитет Государственной Думы по образованию и науке отмечает, что Министерством образования Российской Федерации и Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» проделана значительная организационная и содержательная работа по созданию проекта Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

В Федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Комитет поддерживает такой подход и отмечает, что большинство участников общественного обсуждения проекта также поддержали новую годовую форму базисного учебного плана.

В проекте базисного учебного плана сделаны шаги по решению приоритетных задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации, а также в решениях Комитета Государственной Думы по образованию и науке, а именно: увеличена вариативная составляющая за счет существенного увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения (выделено 19,7 процента при 5-дневной учебной неделе и 26,8 процента при 6-дневной учебной неделе); расширено преподавание дисциплин, содействующих социализации обучающихся; введен иностранный язык в начальной школе (по 2 часа в неделю в 2,3 классах); включено обучение компьютерной грамотности (по 1 часу в неделю в 7,8,9 классах). Однако предлагаемые соотношения компонентов не вполне соответствует соотношениям, содержащимся в принятом в первом чтении проекте федерального закона «О государственном стандарте общего образования».

Комитет отмечает, что в соответствии с новой редакцией статьи 7 закона «Об образовании» утверждение федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана до принятия закона «О государственном стандарте общего образования» неправомерно. Однако Правительство Российской Федерации фактически тормозит принятие этого законопроекта, подготовленного Комитетом ко второму чтению.

Проект Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации был опубликован в печати, что позволило расширить круг участников его обсуждения. Результатом профессионально-общественного обсуждения явились многочисленные отзывы и предложения отдельных учителей, педагогических коллективов образовательных учреждений, коллективов научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, представителей педагогической и родительской общественности. При этом, к сожалению, значительная часть отзывов имеет узкопредметный характер и направлена не на поиск решения системных проблем общего образования, а на защиту сложившегося соотношения учебной нагрузки по различным предметам.

В проекте базисного учебного плана увеличено количество часов на вариативную составляющую, а также часов, отведенных на преподавание учебных предметов «Обществоведение (включая экономику и право)», «Иностранный язык», «Информатика» и т.д. Это повлекло объективную необходимость сократить количество часов, отведенных на преподавание некоторых учебных предметов. В частности, в проекте предлагается сократить часы на преподавание «Биологии» (на 2 часа в основной школе), «Географии» (на 2 часа в основной школе), а также «Истории» (на 1 час в основной школе).

Анализ проектов и поступивших отзывов показывает, что требуют дополнительного изучения и обоснования ряд вопросов, в том числе:

- выбор учебных предметов, предложенных для сокращения;

- объемы предлагаемого изменения часов на преподавание отдельных учебных предметов, а также на увеличение вариативного компонента;

- нормирование учебной (аудиторной и внеаудиторной) нагрузки учащихся;

- соотношение 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.

Остаются открытыми многие вопросы, поставленные ранее при обсуждении проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования, являющегося основой для разработки базисного учебного плана.

Проекты федерального компонента и базисного учебного плана остаются сугубо ведомственными документами, сложными для понимания участниками образовательного процесса и не отвечающими на многие актуальные и общественно значимые вопросы развития системы общего образования.

Проекты предусматривают введение профильного обучения в старших классах, однако не дают участникам образовательного процесса возможности представить разницу в содержании между базовым и профильным уровнем по отдельным предметам.

Требуют дополнительной проработки вопросы о финансовом обеспечении переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, выпуска новой учебно-методической литературы, о введении интегрированных учебных курсов.

Комитет решил:

1. Принять к сведению информацию Министерства образования Российской Федерации о проекте федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

2. Рекомендовать Министерству образования:

- при доработке проектов федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта общего образования четко сформулировать цели этих проектов, и, в частности, цели изучения отдельных предметов по ступеням и уровням обучения;

- направить указанные проекты в Российскую академию наук, в Российскую академию образования, а также в Российский союз ректоров для проведения экспертизы;

- рассмотреть вопрос о поэтапном (по ступеням обучения) принятии базисного учебного плана по мере готовности проекта.

3. Провести в первой половине 2004 года расширенное заседание Комитета, на котором заслушать и обсудить информацию Министерства образования Российской Федерации по результатам дальнейшей работы над проектом федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, проведенной с учетом замечаний и предложений участников заседания Комитета, экспертных заключений.

Председатель Комитета А.В. Шишлов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее