А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003) // Документы комитета // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Документы Комитета Госдумы по образованию и науке

[21.05.2003]
Решение Комитета Государственной Думы по образованию и науке «О приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 год в части финансирования расходов на науку"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Комитет Государственной Думы по образованию и науке

21 мая 2003г.

Протокол № 86-1

Р Е Ш Е Н И Е

«О приоритетах формирования федерального бюджета
на 2004 год в части финансирования расходов на науку»


Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 год в части финансирования расходов на науку, Комитет Государственной Думы по образованию и науке отмечает важность проводимой Правительством Российской Федерации работы по совершенствованию механизма финансирования науки и оптимизации бюджетных расходов, поскольку в условиях ограниченности бюджетных средств их необходимо сосредоточить на решении важнейших для науки задач.

Комитет считает, что выполняя утвержденное Президентом Российской Федерации совместное решение Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям о выделении в 2004 году на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения не менее 2,21% расходной части федерального бюджета, Правительство Российской Федерации должно предусмотреть выделение соответствующих расходов и направить дополнительные средства, выделяемые на развитие науки, прежде всего на следующие направления:
увеличение зарплаты научных работников, работающих в бюджетной сфере;
доведение финансирования научных исследований через конкурсные фонды до уровня, установленного нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
увеличение расходов на развитие вузовской науки;
увеличение расходов на приобретение научного оборудования;
увеличение расходов на развитие информационной базы науки;
увеличение расходов на поддержку наукоемких инновационных проектов.

Кроме расходов, направленных непосредственно на проведение научных исследований, необходимо увеличение расходов на капитальный ремонт и строительство объектов науки.

Комитет полагает, что при формировании проекта бюджета на 2004 год Правительство Российской Федерации должно предусмотреть индексацию бюджетных расходов, связанную с повышением тарифов на услуги естественных монополий, а также эквивалентную компенсацию за счет бюджета дополнительных расходов научных организаций в случае отмены действующих льгот.

Исходя из этого, Комитет решил:

1. Приоритетной задачей бюджета 2004 года в области науки должно стать увеличение заработной платы научных работников бюджетной сферы. При этом размер средней заработной платы для указанной категории работников должен быть увеличен по сравнению с нынешним уровнем (около 3000 рублей) и доведен до величины 5000 рублей в месяц. Следует предусмотреть дополнительные расходы, направленные на увеличение стипендий аспирантам и докторантам до 2000 и 3000 рублей, соответственно.
Для такого повышения необходимо предусмотреть увеличение расходов федерального бюджета на 4 млрд. рублей.
Следует ускорить рассмотрение вопроса о введении отраслевой системы оплаты труда в сфере науки.

2. Для осуществления государственной адресной поддержки научной молодежи необходимо выделить дополнительно 1 млрд рублей и довести эти расходы до 1,4 млрд рублей или примерно 2,5% от расходов по разделу 06.
Эти средства должны быть направлены на финансирование конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ и гранты Президента Российской Федерации для молодых российских ученых.
Указанное увеличение приблизит финансирование исследований, осуществляемых молодыми учеными, к уровню намеченному «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (3% от бюджетных расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу).

3. Необходимо финансировать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на уровне процентных показателей, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации, то есть соответственно 6%, 1% и 1,5% расходов по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».
На эти цели потребуется дополнительно более 1 млрд рублей.

4. Необходимо увеличение финансирования вузовской науки через Министерство образования Российской Федерации (по подразделу 0601 не менее чем на 400 млн рублей и по подразделу 0602 не менее чем на 600 млн рублей).
Необходимо проводить последовательное увеличение финансирования Минобразования России по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» с тем, чтобы приблизить объем финансирования Минобразования России к 20%, установленным Федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
Необходимо увеличить финансирование федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России» не менее, чем на 130 млн рублей.

5. Необходимо увеличить на 1,5 млрд рублей по сравнению с 2003 годом объем бюджетных средств, выделяемых на приобретение современного научного оборудования, на содержание уникальных установок и укрепление приборной базы научных организаций, а также научных подразделений высших учебных заведений, то есть довести финансирование по этой статье до объема 2,3 млрд рублей или примерно 4% от расходов по разделу 06.
Выделение указанных средств позволит начать переоснащение научных организаций и научных подразделений вузов с учетом того, что для поддержки приборной базы науки на должном уровне, на ее обновление необходимо в соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» направлять 5% средств от раздела 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».

6. Необходимо увеличить государственные ассигнования на совершенствование информационной базы науки:
- Для расширения доступа научных работников в Интернет необходимо создание еще около 100 тысяч терминалов для пользователей, на что дополнительно потребуется 450 млн рублей. Указанные средства включают в себя расходы на приемные устройства, прокладку кабелей, абонентскую плату за использование сети и обеспечат каждому второму научному работнику бюджетной сферы доступ в Интернет.
- Для пополнения библиотечного фонда государственных научных организаций и учебных заведений российскими и иностранными научными книгами и журналами дополнительно необходимо выделить 100 млн рублей. Это позволит удовлетворить потребность в научной литературе примерно 200 специализированных библиотек в ведущих научных учреждениях и вузах нашей страны. Указанные средства включают в себя подписку на зарубежную научную периодику и литературу и могут быть направлены научным организациям или высшим учебным заведениям.

7. Необходимо увеличить на 2 млрд рублей по сравнению с 2003 годом объем ассигнований на капитальный ремонт зданий научных организаций и на инвестиции в области науки, в том числе по разделу 07 федерального бюджета, что позволит провести ремонт и восстановление более 100 зданий и помещений научных учреждений и организаций.
Необходимо предусмотреть увеличение не менее чем на 30 млн рублей по сравнению с уровнем 2003 года финансирования по Федеральной адресной инвестиционной программе Федерального фонда производственных инноваций, созданного Правительством Российской Федерации для государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, а также освоения конкурентоспособных технологий и производств.

8. Минпромнауки России необходимо с учетом опыта, накопленного Минобразования России, обеспечить введение ипотечной программы кредитования строительства жилья для работников науки, в том числе молодых ученых.
При разработке проекта бюджета необходимо предусмотреть выделение на эти цели до 500,0 млн рублей, что позволит, с учетом привлеченных средств, построить 2500 квартир общей площадью свыше 150 тыс. кв. м.

9. Для развития инновационной составляющей научных исследований необходимо выделить дополнительно по отношению к 2003 году на эти цели не менее 700 млн рублей, доведя эти расходы до 2,0 млрд рублей.
При этом целесообразно предусмотреть в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» создание специального подраздела 0603 «Содействие научно-техническому прогрессу», в котором сконцентрировать указанные выше средства на поддержку инновационной деятельности.

10. Необходимо увеличить финансирование по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» Федеральной космической программы России, предусмотрев на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках целевых программ выделение дополнительно не менее 400 млн рублей, с тем, чтобы довести финансирование подпрограммы «Космические средства для фундаментальных космических исследований» до уровня 1,1 млрд рублей, предусмотренного этой программой.

11. Реализация решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов, направленных на исключение ряда научных и образовательных учреждений из списка главных распорядителей средств федерального бюджета, не будет способствовать экономии бюджетных средств. За счет создания в органах исполнительной власти новых подразделений для выполнения новых функций затраты бюджета только возрастут.
Необходимо сохранить действующий в 2003 году список главных распорядителей бюджетных средств, закрепленный в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации», то есть сохранить в ведомственной структуре расходов Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, государственные научные фонды и академии, имеющие государственный статус, а также региональные отделения этих академий в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета.
Необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, закрепляющие проверенную практикой систему, в которой в качестве прямых получателей бюджетных средств могут выступать уполномоченные на это бюджетные организации.

12. В законе о федеральном бюджете на 2004 год необходимо предусмотреть дополнительные текстовые статьи:
- о праве научных организаций на использование средств, полученных от сдачи в аренду закрепленного за ними государственного имущества, в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально- технической базы, сверх сумм, установленных на их содержание федеральным бюджетом;
- о праве Правительства Российской Федерации на выделение субвенций (грантов и иных форм бюджетной поддержки) для научных работ, проводимых научными организациями, образовательными учреждениями и гражданами Российской Федерации, без чего будет невозможно выделение грантов и осуществление иных выплат этим лицам.

13. Предложить Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2004 год по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» исходить из показателя (2,21% расходной части бюджета), утвержденного на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, предусмотрев выделение средств по приоритетным направлениям финансирования, указанным в пп. 1 - 10, в объеме не менее 10 млрд рублей.

14. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, в Минпромнауки России, в Минфин России, в Минэкономразвития России, в Минобразования России и в средства массовой информации.




Председатель Комитета
А. В. Шишлов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее